Для чего нужна «гребёнка»?
На западном побережье Зеленоградска стартовал эксперимент по установке волногасящего устройства нового поколения — волнолома «Гребёнка». Устройство разработано группой компаний «Базальтовые трубы», эксперимент проводится за счёт инвестора.
«Гребёнки» — пять подвижных 40-тонных конструкций — планируется выставить параллельно берегу в линию протяжённостью около 60 метров на расстоянии до 50 метров от берега.
В феврале 2019 года разработчики «гребёнки» получили добро на эксперимент в Зеленоградске — это было решение Научно-экспертного совета по берегозащите при минстрое Калининградской области. Против решения об эксперименте не возражало областное предприятие «Балтберегозащита». Планировалось установить сооружение в районе западной части Зеленоградска, однако в настоящее время по заказу «Балтберегозащиты» там ведутся работы по укреплению склона. Конструкцию сооружают в районе пляжа в окрестностях Малиновки.
Волнолом прошёл испытания в сертифицированном учреждении НИЦ «Морские берега». «Волна» подробно рассказывала об этом в прошлом году.
Ответы на самые распространенные вопросы
Работы, которые проводятся в окрестностях Малиновки, вызвали серьёзный резонанс. В частности, представители местной сёрф-школы «Serfbalt_school» поставили под сомнение эффективность этого научного эксперимента и высказывают мнение, что с установкой волнолома будет «задушен» активно развивающийся в регионе сёрфинг.
Позиция областной федерации сёрфинга по этому вопросу озвучена в сообществе федерации в социальной сети «ВКонтакте», в сообщении, в частности, говорится: «Сейчас мы работаем над тем, чтобы при мониторинге эффективности работы экспериментальных волноломов и принятии решения о продлении эксперимента были приняты во внимание интересы нашего сёрф-сообщества».
Редакция газеты «Волна» связалась с инициаторами эксперимента. Они согласились не только ответить на вопросы, которые задают жители и спортсмены, но и встретиться с сёрферами, чтобы на очной встрече разъяснить спорные моменты. Также мы публикуем комментарии учёных и разработчиков проекта и ответы на самые распространённые вопросы.
Комментарии доцента Института природопользования, территориального развития и градостроительства БФУ им. И. Канта, кандидата географических наук, сопредседателя научно-экспертного Совета по берегозащите при министерстве строительства Калининградской области Олега Басса:
«Монтаж и установка в море надводных проницаемых волноломов «Гребёнка» в западной части города Зеленоградска являются опытно-методическими и научно-исследовательскими работами для изучения эффективности принципиально новых как по конструкции, так применяемых материалов для обеспечения защиты морских берегов и пляжей от негативного воздействия морского волнения.
Устанавливаемые там волноломы «Гребёнка» никаким образом не смогут помешать занятиям сёрферов или движению каких-то плавсредств в этом районе. Видимо, всем понятно, что воздействие любого берегозащитного сооружения может проявиться прежде всего в зоне после них, т.е. между местом их установки и берегом, а не на открытом море перед ними. Модули «гребёнки» планируется выставить параллельно берегу в линию протяжённостью около 60 метров на расстоянии до 50 метров от берега, если конкретно — в районе разрушенной деревянной двухрядной буны. Вряд ли именно здесь вокруг остатков старой буны увлеченные люди занимаются сёрфингом.
Более того, в конструкции «гребёнки» используются сваи без острых режущих кромок и граней, которые не могут травмировать отдыхающих. Напротив, наличие свай в море позволит пловцу, если он попадет в отбойное течение, спастись или дождаться помощи.
Волноломы «Гребёнка» изготовлены из композитного материала, не подверженного коррозии, не выделяющего никаких вредных веществ в море, в воздух, в почву — более того, он разрешён для применения в трубопроводах питьевого водоснабжения. Этот материал (стеклобазальтопластик) по прочности сопоставим со сталью и бетоном, но не разрушается в морской воде. В отличие от традиционных сплошных волноломов-стенок из камня и бетона «гребёнка» не создает застойных зон, не препятствует свободному водообмену или естественному переносу песка. Для установки «гребёнок» не нужно раскапывать дно, делать там фундамент, нарушая природные условия существования морских обитателей.
Исключено попадание топлива, смазочных материалов и пр. в воду и почву — они просто не применяются при изготовлении или установке этих сооружений. Наконец «гребёнки» могут быть легко и быстро убраны из воды и переставлены в другое место.
Научный эксперимент проводится, чтобы лучше изучить эффект «гребёнок» для условий неглубокого балтийского побережья, скорость образования пляжа за ними в период наиболее штормового зимнего периода. О необходимости такой оценки говорили больше года назад на заседании научно-экспертного совета по берегоукреплению при минстрое области. Для всемирно известной Куршской косы этот эксперимент может дать шанс для возрождения, казалось бы, безвозвратно размытых участков. Но это дело будущего.
Научная работа проводится специалистами и студентами БФУ им. Канта и при поддержке администрации Зеленоградска. Из бюджета области или муниципального образования не затрачено ни копейки, все делается силами и за счёт самих ученых-энтузиастов, компаний из Калининградской области и «материковой» России».
На самые распространённые вопросы пользователей соцсетей также отвечает Владимир Ефремов, один из разработчиков проекта «Гребёнка»:
— Цвет труб — это не старые ржавые стальные трубы, снятые с нефтепромыслов, которые быстро сгниют в море, как решили некоторые участники дискуссий, а композитные стеклобазальтопластиковые трубы (СБПТ). Желто-коричневый цвет — нормальный для композитов, где используются стекло- и базальтовое волокно, эпоксидная смола.
— Композит не гниёт в воде и вообще крайне устойчив к агрессивным средам, СБПТ используются на кораблях и подводных лодках, бороздящих любые моря. В слабосолёном Балтийском море он простоит многократно дольше 100 лет. Приглашаем желающих пройти к собранному на пляже модулю с ведрами любой кислоты или щелочи и лично проверить.
— Данный композит СБПТ превосходит по прочности рядовую сталь и бетон. Желающие могут попробовать и это — хоть на зуб, хоть ломом или кувалдой. СБПТ допускаются к применению в сейсмоопасных зонах до 9 баллов, где нагрузки вполне сопоставимы со штормовыми.
— Каких-либо вредных выделений не будет ни в воду, ни в воздух — СБПТ «экологически дружественны», они разрешены для питьевого водоснабжения.
— «Гребёнки» полностью соответствуют всем действующим нормативным документам, в частности 277.1325800.2016 «Сооружения морские берегозащитные. Правила проектирования», они прошли необходимые испытания и показали высокую эффективность — снижение силы и высоты волны до 4 раз, что и близко недостижимо для тех сооружений, которыми уставлено калининградское побережье за последние годы. Испытания проведены действительно специалистами — в НИЦ «Морские берега» АО ЦНИИС, где берегозащитой занимаются десятилетиями и где разработаны все основные российские СП по берегоукреплпению.
— В Зеленоградске проводится научный эксперимент с целью оценить эффективность волноломов «Гребёнка» в период экстремальных зимних штормов и в условиях, когда другие сооружения работают плохо или вообще не работают (разрушенные старые немецкие буны). Именно у такой буны и выбрана точка установки «гребёнок», причём именно там, где море вымыло «язык» в линии берега максимально далеко. И только что прошедший шторм это только подтвердил — как раз здесь море еще продвинулось вперед и смыло в ряде мест песчаный вал, закрывавший участок ведущихся работ по укреплению береговых склонов. А в понедельник — новый шторм.
— Этот эксперимент нужен и для восстановления городских пляжей, и для защиты береговых объектов, инфраструктуры, склонов и пр., и для проектов спасения российской части Куршской косы, которая сейчас лишена притока наносов, местами размывы достигли опасных значений. Если интересно в деталях, почему так происходит с Куршской косой, — можем предоставить мнение профессионалов гидрологов и гидрофизиков.
— Зачем нужны «гребёнки» — тот самый упомянутый размыв прошедшим штормом показал, что мероприятия «Балтберегозащиты» направлены только на защиту склонов, а не побережья. Бетонные стенки могут закрыть только то, что ЗА ними, а пляж ПЕРЕД ними будет вымыт волнами. Что сейчас, к сожалению, происходит здесь и на других участках калининградских берегов.
— Чтобы не допускать такого уничтожения штормами коренного берега/пляжа, основной нормативный документ по берегозащите — упомянутый СП 277.1325800.2016 «Сооружения морские берегозащитные. Правила проектирования» — требует перед отбойными стенками обязательно сначала установить волноломы, которые будут гасить волны на подходе. В области это обязательное требование не выполняется, как и сейчас в проекте в западной части Зеленоградска. Почему? Не знаем.
— Возможно, объясняется это госэкспертизе нехваткой средств и необходимостью аварийных работ по спасению склонов. Да, камнебетонные волноломы стоят очень дорого, строятся долго, склоны, подмытые волнами, столько не проживут. Но, во-первых, можно не доводить побережье до аварийного состояния. Во-вторых, можно посмотреть, на что рациональнее тратить выделенные деньги, чтобы не вбухивать их регулярно в одно и то же типа разрушаемых, плохо защищенных променадов. А в-третьих, мобильные «гребёнки» обойдутся в 2-3 раза дешевле нынешних сооружений, но дадут больший эффект. И поставить их можно в разы быстрее, чем традиционные аналоги.
— Кто решил проводить эксперимент — это было решение Научно-экспертного совета по берегозащите при минстрое Калининградской области в феврале прошлого года. Инициаторы проекта и ученые из БФУ им. И.Канта понимают, что пока будут выбиваться госденьги, калининградские берега продолжат рушиться в море. И потому решили не терять время, и чтобы не тратить ни копейки из федерального или муниципального бюджета, привлекли неравнодушные коммерческие структуры, которые и делают всё за свой счёт. Например, сами волноломы предоставлены фирме, реализующей эксперимент, бесплатно. Значительная часть работ по установке тоже делается без оплаты. Учёные и студенты БФУ участвуют в эксперименте за счет своего личного времени. К многомиллионному проекту «Балтберегозащиты» в западной части Зеленоградска «гребёнки» не имеют никакого отношения.
— Эксперимент можно свернуть в любой момент, а сами «гребёнки» легко и быстро (за 1-2 дня) извлечь из моря и переправить в Померанию, Польшу, Латвию и т.п.