Всё дело в шляпке
Ещё лет сто назад появление в публичном месте без головного убора могло вызвать негодование общественности
Татьяна Жданова
На протяжении нескольких веков женщины и шляпы были неразлучны.
В XIX веке невозможно себе представить мужчин и женщин без головных уборов
В модном мире XIX века женская шляпка являлась неотъемлемой частью облика любой женщины. Этот головной убор свидетельствовал о том, что молодая девушка или почтенная дама принадлежат к определённому сословию, имеют соответствующее образование, знают правила светского этикета и в театр или морскую прогулку выберут именно ту шляпку, которая соответствует случаю...
Мантоньерки и баволетка
Женские головные уборы во второй половине XIX века стали служить скорее эстетическим целям – форма шляп и их отделка менялись так же стремительно, как обновлялся модный силуэт платья. Ежемесячно журналы мод предлагали десятки новых фасонов дамских шляпок. Поводом для появления нового фасона могли стать политические события, забавные происшествия, новые литературные произведения или театральные постановки.
Изысканные шляпки – неотъемлемая часть женского курортного образа
Головные уборы в XIX веке украшали атласными и газовыми лентами, цветами и гирляндами листьев, перьями страуса и цапли, букетами с высокой вертикальной веткой. В мастерских по пошиву дамских шляп даже появилась новая специальность «флеристка» – модистка, занимавшаяся только украшениями для головных уборов.
Отделка шляпок того времени включала мантоньерки — ленты, завязывающиеся под подбородком бантом и удерживавшие шляпу, и баволетку – кружевную или кисейную с вышивкой оборку, крепившуюся к задней части шляпы и закрывавшую шею.
Дамы в первой половине XIX века продолжали носить шляпки-токи, пышно украшенные перьями, пряжками и аграфами (прим. ред. – застёжка в виде броши для причёсок) с драгоценными камнями.
Также весьма популярной стала шляпка-шуте. Чаще всего её делали из соломы. Внешне этот головной убор напоминает чепец с широкими полями.
Защитные шпильки
Неотъемлемым атрибутом дамской шляпки были длинные шпильки, которыми шляпка крепилась к пышной женской причёске.
Шляпные шпильки имели самые причудливые формы – в виде металлического штыря или листьев. Их украшали бусами, эмалью и стразами.
В прошлом году в материале «Модный приговор курортникам Кранца» («Волна», №36 от 21.08. 2020) историк моды и популярный телеведущий Александр Васильев прокомментировал несколько старых фотографий, на которых была снята отдыхающая в Кранце публика. На одном из снимков три молодые дамы в широкополых шляпах позируют на пляже.
«У них модные шляпы, которые крепились к волосам тремя длинными булавками, каждая длиной от 20 до 25 см. Раньше шляпы прикреплялись к причёске. Сильный ветер с моря с лёгкостью мог сорвать и унести изящный дамский головной убор, поэтому шляпы прикалывали булавками, – прокомментировал историк моды. – Кстати, женщина могла пользоваться шляпной булавкой как средством защиты от несдержанных мужчин. Ведь раньше непозволительно было женщине одной появляться на улице – только с мужчиной, подругой или компаньонкой. В случае если порядочная женщина чувствовала опасность, у неё в руках всегда было безотказное дамское оружие – острая шляпная булавка...»
Но если для модниц шпильки были дополнительным элементом украшения и самообороны, то для окружающих они порой представляли опасность. Так, в одной петербургской газете было опубликовано курьёзное сообщение: «Гуляя по улицам, прелестные дамы имеют обыкновение закалывать свои шляпки громадными, остроконечными шпильками, торчащими вбок. Пишущий эти строки стал свидетелем, как во время вечерних прогулок один молодой человек, протискиваясь в толпе, чуть не поплатился глазом за эту моду. К счастью, глаз остался цел».
Соломенная шляпка
Одной из самых знаменитых была шляпка «Памела» (по имени героини романа английского писателя Сэмюэла Ричардсона). В мае 1856 года одна американская женская газета описала «Памелу» как соломенную широкополую плоскую шляпу, украшенную цветами и завязывающуюся под подбородком лентами, подходящую для маленьких девочек. Но уже в 1870-е годы фасон «Памела» оставлен для загородных поездок и отдыха на побережье.
На ряде фотографий морского курорта Кранц можно увидеть на дамах соломенные головные уборы, которые называются канотье. Впервые их стали носить в конце XIX века молодые люди, увлекающиеся греблей, чтобы защититься от солнца.
Само слово произошло от французского canotier, что в переводе значит гребец. У англичан, например, эта шляпа называлась «лодочник». Кстати, канотье, декорированная красной лентой, до сих пор является традиционным головным убором венецианских гондольеров.
Молодые девушки следуют модным тенденциям – их голову украшают канотье. А вот шляпа пожилой дамы в тёмном устаревшего фасона
Мировой славой канотье обязана Коко Шанель, которая создала для себя женский вариант – лаконичную шляпу для прогулок верхом на лошади.
В XX веке всё менялось стремительно – безусловно, это касалось и моды. Правда, шляпные модели теперь стали более лаконичными, а декоративных элементов стало гораздо меньше. А чуть позже дамы могли легко появляться без головного убора в обществе…