Тёмные аллеи
На снимках: на этой фотографии ошибочно указан городской парк Кранца
Среди старых изображений Кранца можно увидеть фотографии-«обманки»
Татьяна Жданова
В фотоархиве редакции тоже есть одна довольно любопытная фотография, на ней хорошо видны прогулочная дорожка, античные статуи, вазоны с экзотическими растениями. Подпись под снимком гласит: «Привет из Кранца. Плантаже».
Внизу шрифтом чуть помельче написано прямое указание на издателя: «Эдгар Шмидт, Дрезден – Будапешт». Эта немецкая компания была основана, естественно, Эдгаром Шмидтом в 1897 году и первоначально занималась издательством видовых открыток.
Складывалось впечатление, что эта фотография уже где-то фигурировала. Пришлось долго вспоминать. Каково же было удивление найти аналогичную фотографию, но с совершенно другой подписью! Дело в том, что фотография была сделана в парке дворца Байнунен (ныне посёлок Ульяновское Озёрского округа).
Идентичные снимки, но с двумя различными подписями внесли небольшую путаницу. При информационном «разборе» нам всё же удалось установить истину. А вот мотивы издательской фирмы, видимо, так и останутся неясными.
Музейный комплекс
В одной из социальных сетей на личной странице известного любителя истории края Светланы Коноваловой была опубликована история довоенной усадьбы Байнунен и прекрасного паркового ансамбля. Светлана подробно описала родословную владельцев этой усадьбы, уделила пристальное внимание самому дворцу, художественной коллекции и парковому комплексу. Прикрепила к тексту массу интересных фотографий – архивных и личных. Среди них была и наша «обманка».
Чем была интересна усадьба Байнунен? Как пишет Светлана, «в XVII веке территория принадлежала семье Шлибен, потом графу Ахасверусу фон Лендорфу. Позже усадьба была продана молодым графам Александру и Фридриху Вильгельму Дёнхофам.
Усадьбу и парк неоднократно фотографировал Фриц Краускопф
Потом усадьбу приобрёл Иоганн Фридрих Вильгельм фон Фаренхайд. Когда его внук Фриц фон Фаренхайд в 1845 году получил во владение Байнунен, усадьба представляла из себя барочный господский дом – двухэтажное здание с двумя смежными боковыми пристройками».
Ирина Белинцева в статье «Архитектурный комплекс бывшей усадьбы Байнунен (Ульяновское) в Калининградской области» пишет: «В середине XIX века богатый землевладелец Фриц фон Фаренхайд построил взамен обветшалого усадебного здания огромный дворец и разместил в нём большую художественную коллекцию античных слепков, подлинников и копий скульптур и картин эпохи Возрождения, барокко и классицизма. Этот архитектурный комплекс, который сравнивали с дворцом Сан-Суси в Потсдаме, в определённые дни летних месяцев был открыт для посетителей».
Мифические образы
Фриц фон Фаренхайд слыл известным коллекционером. Основное своё развитие музейный комплекс Байнунен получил в 1865-1883 годах, когда и происходило основное формирование и распределение коллекций по новому замку. Коллекции включали в себя античные оригиналы, копии античных мастеров, оригинальное искусство XV-XIX веков. Что касается архитектурного решения для размещения коллекций, то каждой отдельной коллекции соответствовало своё крыло в замке, а каждому периоду – своя комната.
И, конечно, усадьбу окружал парк, на территории которого «устроили сложную гидросистему, включавшую пруды, ручьи и каналы, которая частично сохранилась до сих пор».
Сам парк украшали великолепные статуи, беседки, скамьи. А аллея, ведущая в парк, была украшена рядом скульптур, попеременно чередующихся с амфорами. Именно эта аллея из парка Байнунен и изображена на фотографии!
Светлана Коновалова дала подробное описание всех скульптур, которые когда-то украшали аллею парка Байнунена.
Итак, на заднем плане видны скульптура Ниобы с дочерью, слева на постаменте находился Амур с луком. На противоположной стороне в ряд стояли мраморные копии Венеры Италийской, Купидона с бабочкой и розой, Венеры Медицейской, отдыхающего Сатира и Гебы. Вечно юная богиня изображена с чашей и кувшином – она разносила для богов нектар и амброзию.
В нижнем левом углу коллажа с видами Байнунена – аллея со скульптурами
Именно такой вид «открывался» на фотографии якобы с видом Плантаже. Правда, при внимательном рассмотрении можно увидеть, что в кранцевском варианте слева появилось раскидистое старое дерево и несколько вазонов с южными растениями.
Сейчас от аллеи остались лишь поросшие мхом постаменты. Впрочем, и от дворца, увы, ничего не осталось – его взорвали в 1955 году, в полное запустение пришёл и некогда прекрасный парковый комплекс.
Кстати, в Калининградском музее изобразительных искусств можно увидеть статую Большой Геркуланки из Байнунена. Скульптура второй половины XIX века в описательном каталоге Фрица фон Фаренхайда называется «самой великолепно одетой статуей, дошедшей до нас из старины». Скульптура в человеческий рост представляет собой женскую фигуру в хитоне с накидкой, покрывающей голову.