Стоянка у стен «Замка»
Отдыхающие на морском курорте могли воспользоваться прокатом автомобилей и совершить увлекательную поездку по окрестностям
Татьяна Жданова
Первыми отдыхающими в Кранце, как известно, были кёнигсбергские семьи, которые приезжали на побережье сначала на день. Из Кёнигсберга в Кранц можно было добраться в дорожной карете за три часа, заплатив при этом около полутора марок. Но всё же трястись в конном экипаже несколько часов, даже находясь в предвкушении отдыха на морском побережье, занятие более чем неудобное.
Дорожные условия
В прежние времена, чтобы попасть в Кранц, можно было использовать грунтовую дорогу, которая шла восточнее Кведнау (Северная гора, Калининград) и поворачивала у Лаптау (посёлок Муромское) на Мюльзен (посёлок Холмы), потом проходила западнее ручья Беек на Кранц.
Новый путь – шоссе Кёнигсберг-Кранц – начали строить в 1823 году. Строительство продолжалось 30 лет, при этом пути дорог существенно расходились. Как указывает в своей книге «Очерки по истории Кранца» Л. Ефремов, строительство новой дороги осложнялось несколькими обстоятельствами. В частности, шоссе прокладывалось по пойменным лугам, поэтому пришлось дополнительно строить двухкилометровую земляную насыпь. Эти дороги стали особенно востребованными в период развития автомобильного транспорта в 20-30-е годы XX века.
На некоторых довоенных дорожных указателях можно увидеть расстояние от Кёнигсберга до Кранца через Кведнау
Не проезжайте мимо
К тому времени только весьма состоятельные люди могли позволить себе личный автомобиль. Однако автомобильная отрасль не стояла на месте, и довольно скоро были налажены серийные выпуски вполне доступных марок. Например, немецкая модель фирмы Opel 1935-1937 годов – самая простая и самая дешёвая.
Сохранились старые фотографии, на которых можно увидеть вполне внушительное количество машин на стоянке, например у отеля «Шлосс ам Меер» («Замок на море») или «Штрандотеля» («Пляжный»).
В одной рекламе отеля «Замок на море» указано: «Ни один водитель, который находится в Кёнигсберге, не должен упустить возможность совершить поездку в Кранц. До этого города ведёт великолепная автомобильная дорога протяжённостью 30 километров. Любимое место для отдыха у автомобилистов – гостевой дом «Замок у моря». С очень дешёвыми ценами на питание и лучшим обслуживанием».
Маркетинговый ход
И действительно, недостатка в посетителях у отеля не наблюдалось. Тем более что весь автотранспорт тоже сосредотачивался у стен «Замка».
Интересен и маркетинговый ход: рядом с рекламой отеля размещён логотип американской фирмы ESSO. Эта компания, выполняющая полный производственный цикл в области нефтепродуктов – от добычи и переработки нефти и газа до производства нефтехимии и смазочных материалов, свою историю отсчитывает с 1870 года. Ну а кто как не автомобилист должен заинтересоваться продукцией этой компании.
«Ненавязчивая» реклама для автовладельцев
Впрочем, это не единственная американская фирма, которая была представлена на рынке в Восточной Пруссии. Например, в адресной книге размещалась реклама германо-американской нефтяной компании «DAPOLIN». Она была основана в 1890 году в Бремене с целью поставки в Германию американского бензина. К 1935 году этой компании принадлежало 92% автозаправочных станций во всей Германии.
Компания до сих пор существует на международном рынке, но уже под другим названием и в статусе дочерней компании одного американского концерна.
Подслушано о Кранце
Легенда: некоторые экскурсоводы убеждают гостей города, что железнодорожный путь в Кранце каким-то чудесным образом заканчивался на пересечении улицы Октябрьской и Курортного проспекта. И якобы именно там произошла единственная железнодорожная авария, когда поезд не смог затормозить. А в память об этом событии установлен арт-объект «Колесо времени»…
Факты: ж/д пути заканчивались на вокзале. А зона отдыха с динамичным фонтаном «Колесо времени» обустроена пять лет назад – в 2018 году – и не имеет никакого отношения к железнодорожной тематике.