15.04°C

История

По водным маршрутам

Прогулки на пароходах по Куршскому заливу были весьма популярны среди отдыхающих в Кранце

Татьяна Жданова

На курорте каждый год активно развивалась сфера развлечений. Для отдыхающих проводились праздники, концерты, спортивные мероприятия, предлагались лесные прогулки и экскурсионные маршруты в посёлки на Куршской косе.

Прогулки по заливу, особенно в предзакатное время, считались у отдыхающих особым шиком. Такое времяпрепровождение пользовалось у гостей Кранца особой популярностью, поэтому администрация курорта создавала условия для дальнейшего развития этого направления отдыха.

 

С парохода на лодки

Для того чтобы отдыхающая публика могла быстро и комфортно добраться до пароходного причала, в 1895 году была построена и открыта железнодорожная ветка от городского вокзала Кранца до гавани Кранцбеек. При этом было согласовано специальное расписание пароходов и поездов: пассажиры, приехавшие на поезде, садились на пароход, а отдыхающие после морской прогулки без задержек ехали обратно в город.

Количество пассажиров, желающих совершить увлекательные морские прогулки, возрастало с каждым курортным сезоном. Благодаря этому было налажено регулярное пассажирское сообщение вдоль косы из Кранца до Мемеля (Клайпеда) с заходом в Росситтен (Рыбачий), Пилкоппен (Морское), Нидден (Нида) и Шварцорт (Юодкранте).

Пристань Кранцбеек

В книге Л. Ефремова «Очерки по истории Кранца» упоминается, что в Заркау (Лесной), Пиллькоппене (Морское), Шварцорте (Юодкранте, Литва) изначально отсутствовали причалы для швартовки пароходов. Таким образом, пассажиры могли попасть на берег, только пересев на парусные лодки, которые спускали по борту парохода с подветренной стороны. Эта «пересадка» рассматривалась степенными отдыхающими как самый экстремальный этап морского путешествия. Затем лодка доставляла пассажиров на берег, где они могли спокойно прогуляться по лесу, полюбоваться неповторимой красотой песчаных дюн Куршской косы.

 

Газетной строкой

О морских круизах можно было узнать из рекламных буклетов и специальной информации в газетах. В номере курортной газеты Кранца и Куршской косы за 16 сентября 1937 года размещены реклама судоходной компании, гостевых домов на Куршской косе и расписание движения пароходов компании Германа Гёца (1888-1971). Этому человеку принадлежали пароходы, которые курсировали между Кранцем и Мемелем.

По Куршскому заливу курсировал пароход «Росситтен» из судоходной компании Г. Гёца

После Первой мировой войны Гёц переехал в Восточную Пруссию. С 1918 года работал клерком в судоходной компании в Кёнигсберге, а через год основал собственную. С 1922 по 1925 год Гёц был председателем ассоциации частных лодочников Восточной Пруссии, членом государственного железнодорожного совета в Кёнигсберге, консультативного совета по водным путям и членом Кёнигсбергского грузового комитета Восточной Пруссии.

Герман Гёц был не только владельцем судоходной компании, он владел, в частности, гостевыми домами и кафе в Росситтене и Кранцбееке.

 

Первый пароход

Одним из самых известных пароходов был «Кранц». Он ходил только при хорошей погоде и наличии достаточного количества пассажиров. Именно этот пароход, названный в честь курорта, с самого начала стал негласным символом морских путешествий.

Пароходом «Кранц» владела судоходная компания Германа Гёца. Судно было построено на судоверфи в Кёнигсберге в 1885 году по заказу для судоходной компании.

Пароход «Кранц» у причала

С 1909 года на линии «Кранц – Мемель» регулярно курсировали ещё два парохода – «Росситтен» и «Мемель», а в 1938 году – судно «Кранцбеек». К этому времени количество желающих совершить водное путешествие вдоль косы на комфортабельном пароходе возрос настолько, что компания Гёца, обслуживающая эту линию, поставила на регулярные рейсы новое пассажирское, но уже моторное судно «Кранцбеек».

Сезон судоходства на Куршском заливе начинался 1 мая и заканчивался 30 сентября. Пароходный путь, например, в Мемель (Клайпеда) составлял около ста километров и занимал по времени примерно восемь часов.

В период с 15 мая по 15 сентября первым выходил пароход «Кранц», первый утренний рейс был в 8.40, а обратно прибывал в 20.20. У отдыхающих появлялась возможность совершить великолепную прогулку на пароходе, полюбоваться красотами Куршской косы. В период с 1 июня на маршрут выходил второй пароход – «Мемель». К 1930-м годам прошлого века расписание изменилось.

Газета «Волна»
Яндекс.Метрика

Наши контакты

Адрес:
238530, Зеленоградск, ул. Ленина, 20

Мы работаем:
Понедельник-пятница, 09:00 - 18:00

Телефон:
 8 (40150) 3-29-94

По вопросам размещения рекламы обращаться
по тел.: 8 (40150) 3-27-60 и электронной почте volnanet@mail.ru