Панорама променада
На снимке: панорама променада (автор Э. Шумахер)
Неизгладимое впечатление на отдыхающих производили морское побережье и променад с его отелями, гостиницами и ресторанами
Татьяна Жданова
Курорты, в отличие от других городов, имели своеобразный план застройки – главным местом прогулок и общения становился променад.
За долгое время городская набережная Зеленоградска несколько раз меняла свою «внешность». В довоенном Кранце изначально променад представлял из себя дощатый настил шириной в несколько метров, похожий на мост на столбах-опорах. В 1894 году длина променада составляла всего 150 метров, а к 1898 году увеличилась до 400. Эта благоустроенная пешеходная дорога «выпрямляла» неровный силуэт обрывистой береговой линии. К 1902 году длина променада была уже 700 метров, он соединял мужскую и женскую купальни, расположенные на разных концах морского пляжа.
Свой нынешний узнаваемый стиль променад приобрёл после Первой мировой войны. В «Иллюстрированном путеводителе по Кёнигсбергу и окрестностям», опубликованном в 1914 году, указано, что ширина приморского прогулочного пути составляет пять метров, а его длина – один километр.
С одной стороны главным украшением променада было всегда неповторимое Балтийское море, а с другой – красивая и запоминающаяся архитектура зданий, в которых располагались отели и пансионы, рестораны и кафе, гостевые дома и виллы.
Собственно, в понятие «променад» входит несколько территорий, которые образовывали в Кранце место отдыха на побережье. Это непосредственно сама набережная, а также площадь Корзо, Корзоштрассе и Штрандштрассе – небольшие улочки, которые до нашего времени не сохранились.
Выход к морю
Одной из особенностей были отдельные спуски – отдыхающие с променада выходили на пляж по деревянным настилам.
Деревянный променад был разноуровневый, это было связано с неровной поверхностью береговой линии. С центральной части надо было спуститься по ступенькам и можно было дальше продолжать свой моцион. Ступеньки располагались около знакового курортного сооружения – пирса. Это место всегда привлекало многочисленных отдыхающими. Пирс начинался практически напротив отеля «Вид на море» и на несколько десятков метров уходил в море.
Вид на отель «Монополь» с пирса
Променад постоянно технически совершенствовали, взять хотя бы вечернее освещение. Из-за сильных ветров и большой влажности работам по освещению променада уделялось особое внимание. Изначально там стояли газовые фонари на изящных кованых столбах, затем появилось электрическое освещение. На некоторых более поздних фотографиях можно увидеть, что в сильный ветер плафоны фонарей укутывали тканью, тем самым уберегали их от поломки.
Ожившая память
Именно променад и море изобразил на своих картинах бывший житель Кранца Эдгар Шумахер (Edgar Schumacher). Несколько его работ опубликованы в журнале «Наш прекрасный Замланд» (нем. «Unser schönes Samland»). В нём публикуются воспоминания и фотографии бывших жителей округа Фишхаузена (напомним, что Кранц входил в этот округ).
В одном из номеров были опубликованы статья Эдгара Шумахера «Утончённый курорт Кранц» и девять фотографий его работ.
Эдгар Шумахер приводит небольшую историческую справку о курорте и делится своими воспоминаниями: «Балтийский курорт Кранц был престижнейшим купальным курортом на Замландском побережье, хотя его превращение в утончённый курорт начиналось весьма скромно. Когда в 1816 году это местечко стало «королевским купальным курортом», эта рыбацкая деревушка с 300 душами населения и 45 «очагами» представляла собой убогое поселение. Однако Кранц с полным правом может назвать себя первым прусским купальным курортом. С самого начала Кранц не был тихим и мечтательным курортом, он постоянно стремился предложить своим гостям наряду с отдыхом разнообразный досуг и развлечения. Кто не помнит курортные концерты, которые проводились почти ежедневно, детские праздники с фонарными шествиями, танцевальные турниры, различные спортивные мероприятия, соревнования по возведению песчаных замков и морские фейерверки, проводившиеся при огромном скоплении народа»...
Осталось на картинке
В своей статье Эдгар Шумахер также пишет: «Поскольку Кранц – это место моего рождения, я посвятил этому прекрасному балтийскому курорту много своих картин. Большинство из них показывают, как Кранц выглядит с морского пирса, поскольку именно с этого места можно охватить взглядом весь город. Часто можно было видеть отпускников на стояночной площадке, куда рыбацкие лодки возвращались с лова. Отдыхающие даже помогали рыбакам по команде вытаскивать тяжёлые лодки на сушу. На рыбацком пляже с его лодками и сетями царила особая атмосфера».
Интерес представляет общий вид на набережную курорта с подписанными зданиями, которые находились на променаде. Благодаря художественной панораме Эдгара Шумахера можно перечислить все отели, гостиницы и кафе, которые были на променаде в 1910 году.
Итак, на панораме, начиная с восточной части променада, изображены и подписаны автором гостевой дом, отель «Монополь», дом Дугласа, вилла «Маргарита», фотоателье Ф. Краускопфа, пансион «Вид на море», кафе «Атлантик», отель «У лося», Курхаус, отели «Пляжный» и «Замок у моря», вилла «Вестенде».