Панорама променада
Неизгладимое впечатление на отдыхающих производило море и променад с его отелями, гостиницами и ресторанами
Курорты в отличие от других городов имели своеобразный план застройки. Если центром города считалась торговая площадь, на которой располагались основные административные здания, то на морских курортах главным местом прогулок и общения становился променад.
Первая линия
За долгое время городская набережная несколько раз меняла свою «внешность». Изначально променад представлял из себя дощатый настил шириной в несколько метров, похожий на мост на столбах-опорах. В 1894 году длина променада составляла всего 150 метров, а к 1898 году увеличилась до 400. Эта благоустроенная пешеходная дорога «выпрямляла» неровный силуэт обрывистой береговой линии. К 1902 году длина променада была уже 700 метров, он соединял мужскую и женскую купальни, расположенные на разных концах морского пляжа. Свой узнаваемый стиль променад приобрел после Первой мировой войны. В «Иллюстрированном путеводителе по Кёнигсбергу и окрестностям», опубликованном в 1914 году, указано, что ширина приморского прогулочного пути составляет пять метров, а его длина — один километр.
Застройка береговой линии тоже осуществлялась постепенно, со временем сформировался узнаваемый архитектурный «ряд». Процессу популяризации морского курорта Кранц способствовали многочисленные открытки и фотографии, на которых запечатлен променад. Именно по этим «немым» свидетельствам можно проследить эволюцию старого променада. Одной из особенностью были отдельные спуски с берега.
Променад постоянно технически совершенствовали, взять хотя бы вечернее освещение. Из-за сильных ветров и большой влажности работам по освещению променада уделялось особое внимание. Изначально там стояли газовые фонари на изящных кованых столбах, затем появилось электрическое освещение. На некоторых более поздних фотографиях можно увидеть, что в сильный ветер плафоны фонарей укутывали тканью, тем самым уберегали их от поломки.
Ожившая память
Именно променад и море изображает на своих картинах бывший житель Кранца Эдгар Шумахер (Edgar Schumacher). Несколько его работ опубликовано в журнале «Наш прекрасный Замланд» (нем. «Unser schönes Samland»). Он издается в Германии, там публикуются воспоминания и фотографии бывших жителей округа Фишхаузена (напомним, что Кранц входил в этот округ). В одном из номеров была опубликована статья Эдгара Шумахера «Утонченный курорт Кранц» и девять фотографий его работ. Чтобы оживить личные воспоминания, текст написан от руки, а не набран печатным шрифтом. Помощь в переводе статьи оказал наш давний помощник — хранитель Зеленоградского городского музея Андрей Мартынюк.
Эдгар Шумахер приводит небольшую историческую справку о курорте и делится своими воспоминаниями: «Балтийский курорт Кранц был престижнейшим купальным курортом на Замландском побережье, хотя его превращение в утонченный курорт начиналось весьма скромно. Когда в 1816 году это местечко стало «королевским купальным курортом», эта рыбацкая деревушка с 300 душами населения и 45 «очагами» представляла собой убогое поселение. Однако Кранц с полным правом может назвать себя первым прусским купальным курортом. При этом, конечно, решающую роль сыграли преимущества, которые Кранц имел перед другими поселениями на побережье: близость к Кёнигсбергу, чистая и прозрачная морская вода, самый сильный морской прибой на всем балтийском побережье и идеальное расположение в начале Куршской косы. С самого начала Кранц не был тихим и мечтательным курортом, он постоянно стремился предложить своим гостям наряду с отдыхом разнообразный досуг и развлечения. Кто не помнит курортные концерты, которые проводились почти ежедневно, детские праздники с фонарными шествиями, танцевальные турниры, различные спортивные мероприятия, соревнования по возведению песчаных замков и морские фейерверки, проводившиеся при огромном скоплении народа»...
Как на картинке
В своей статье Эдгар Шумахер также пишет: «Поскольку Кранц — это место моего рождения, я посвятил этому прекрасному балтийскому курорту много своих картин. Большинство из них показывают, как Кранц выглядит с морского пирса, поскольку именно с этого места можно охватить взглядом весь город. Часто можно было видеть отпускников на стояночной площадке для лодок, куда рыбацкие лодки возвращались с лова. Отдыхающие даже помогали рыбакам по команде вытаскивать тяжелые лодки на сушу. На рыбацком пляже с его лодками и сетями царила особая атмосфера».
Интерес представляет «сборная» картина курорта с подписанными зданиями, которые находились на променаде. Благодаря художественной панораме Эдгара Шумахера, можно перечислить все отели, гостиницы и кафе, которые были на променаде в 1910 году.
Итак, на панораме, начиная с восточной части променада, изображены и подписаны автором — гостевой дом, отель «Монополь», дом Дугласа, вилла «Маргарита», фотоателье Ф. Краускопфа, пансион «Вид на море», кафе «Атлантик», отели «У лося», “Курхаус”, «Пляжный» и «Замок у моря», вилла «Вестенде».