1.03°C

История

Музыкальная аура курорта

Музыкальная аура курорта

На снимке: афишная тумба на площади Корсо, на заднем плане – курортная сцена

Одним из развлечений отдыхающих на морском курорте были концерты и музыкальные вечера

Татьяна Жданова

На курорте существовало два самых известных концертных павильона. Одна площадка располагалась в парке Плантаже — изящная музыкальная раковина, на которой давали двухчасовые концерты в послеобеденное время три раза в неделю.

Другая находилась непосредственно на береговом променаде. Однако простояла она там всего несколько сезонов, поскольку ветер и шум прибоя мешали как музыкантам, так и слушателям. На старых фотографиях можно увидеть, что внешний вид павильона на променаде менялся – появлялись новые элементы, убирались старые. Скорее всего, музыкальный павильон исчез с променада в начале XX века.

 

Под шум прибоя

Музыкальные павильоны в парке и на променаде объединяла схожая архитектурная стилистика. Музыкальные раковины представляли собой деревянную сцену с высоким помостом и навесом, который был украшен многочисленными декоративными деталями, присущими югендстилю (художественное направление в искусстве, наиболее распространённое в конце XIX — начале XX в). Как правило, строительство музыкальных павильонов-раковин решало сразу две важные задачи — тканевый навес создавал для музыкантов защиту от солнца и дождя, а также способствовал лучшему звучанию инструментов и видимости со стороны зрителей.

Музыкальные выступления всегда привлекали отдыхающую публику

Как пишет И. Белинцева в своей книге «Архитектура морских курортов Калининградской области», нередко музыкальные павильоны создавали в виде каменных или металлических конструкций, архитектурные справочники конца XIX — начала XX веков рекомендовали строить их из сосновых досок, не имеющих сучков, чтобы добиться максимальных звуковых эффектов. Конструкция стен и перекрытия призваны были усиливать звук, не вызывая эха или резонанса. При возведении музыкальной раковины следовало учитывать многие факторы, которые могли повлиять на звучание инструментов, — направление ветра и его силу, среднюю местную температуру и влажность воздуха.

Музыкальную раковину на променаде Кранца отличали две высокие деревянные «башенки», на которых развевались флаги курорта.

 

Курортная капелла

Афиши о предстоящих концертах вывешивались на тумбах и специальных досках, обо всех культурных мероприятиях в городе можно было узнать в администрации курорта. После приёма морских и солнечных ванн публика с удовольствием наслаждалась музыкой, уютно расположившись за столиками близлежащих ресторанов и кафе или устроившись поудобнее на скамейках.

По воспоминаниям бывшей жительницы Кранца Бриджит Линк, «в Кранце был создан городской оркестр, музыканты которого играли на различных инструментах. Выступать на концертных площадках приглашали в основном музыкальные коллективы из Кёнигсберга, поэтому создание собственного оркестра было восторженно принято местными жителями. В Кранц с концертами часто приезжали музыканты из Фишхаузена (ныне — Приморск)».

Одним из известных жителей Кранца был Альфонс де Резее — владелец ежедневной «Куршской газеты» (с подзаголовком «Официальная курортная газета»), поэт, воспевавший родную природу, руководивший певческим обществом Кранца. Вполне вероятно, что музыкальные коллективы не раз выступали на площадках курорта и пользовались популярностью среди жителей и отдыхающих.

 

Шопен, Россини и Вагнер

В книге «Кранц. 1871-1918» Александр Горбовских, ссылаясь на польского историка Славомира Максимовича, пишет, «что не только местные деятели культуры радовали своим искусством жителей Кранца и гостей курорта. Среди приглашённых артистов были исполнители как из Германии, так и из других европейских стран – Австрии, Швеции и даже Турции. Причём далеко не любой артист мог выступить на курортной сцене. Перед выдачей разрешения на выступление администрация курорта запрашивала мнение специалистов художественных агентств. Более того, сами исполнители должны были проинформировать принимающую сторону о своих достижениях. Так, концерту австрийской певицы Терезы Тоси, состоявшемуся в Кранце 4 сентября 1892 года, предшествовала отправка ею отзывов о её предыдущих выступлениях. Репертуар певицы включал в себя произведения Фредерика Шопена, Джоаккино Россини, Игнацы Падеревского и других композиторов. Среди приглашённых исполнителей была также венгерская скрипачка Илька Поллешовски, выпускница консерватории в Вене, которую она окончила с золотой медалью. Она представила, среди прочих, произведения Рихарда Вагнера и Георга Фридриха Генделя».

Газета «Волна»
Яндекс.Метрика

Наши контакты

Адрес:
238530, Зеленоградск, ул. Ленина, 20

Мы работаем:
Понедельник-пятница, 09:00 - 18:00

Телефон:
 8 (40150) 3-29-94

По вопросам размещения рекламы обращаться
по тел.: 8 (40150) 3-27-60 и электронной почте volnanet@mail.ru