7.03°C

История

«Модный приговор» курортникам Кранца

«Модный приговор» курортникам Кранца

Гость «Волны» историк моды и популярный телеведущий Александр Васильев прокомментировал несколько старых фотографий

Популярность отдыха на морском побережье, а именно в Кранце, способствовала эффективному развитию курортной инфраструктуры Восточной Пруссии. Для беспечного морского отдыха и неспешных прогулок по окрестностям в Кранце создавались все необходимые условия. Приватность пляжного отдыха обеспечивали пляжные плетеные корзины, так называемые штрандкорбы. Для любителей уединенных прогулок предназначались тенистые аллеи, тропинки и беседки в парке «Плантаже». А начиная с весны, модницы могли продемонстрировать стильные наряды во время ежедневного моциона на променаде. К началу курортного сезона готовились с особой тщательностью – для посещения популярного курорта шили новые наряды с учетом современных модных тенденций, чтобы блеснуть перед вальяжной публикой во всей своей красе.

На архивных фотографиях с изображением отдыха в Кранце можно увидеть элегантных дам и импозантных кавалеров, а также рассмотреть детали модных образов XIX-XX веков. Но одно дело рассмотреть, совсем другое узнать – какие стильные штучки, аксессуары использовались в прошлые века.

А кто может рассказать лучше о курортных образах, как не знаток истории моды и ее ценитель Александр Васильев? Зная о любви Александра Александровича к истории Кранца, мы попросили его прокомментировать четыре старых фотографии, чтобы он вынес свой «модный приговор». 

Элегантное трио

— На первой фотографии — три дамы, сидящие на песке на фоне штрандкорбов. Позы женщин расслаблены, как и положено на отдыхе, но в то же время изящны и грациозны. Эти дамы, судя по крою рукава блузы и верхнего платья, были сфотографированы в 1903 году. Каждая из них одета в современный наряд, достаточно качественный — со вкусом и стильно. Дамы относятся, скорее всего, к среднему городскому классу.

У них модные шляпы, которые крепились к волосам тремя длинными булавками, каждая длиной от 20 до 25 см. Раньше шляпы прикреплялись к прическе. Сильный ветер с моря с легкостью мог сорвать и унести изящный дамский головной убор, поэтому шляпы прикалывали булавками. Их изготавливали из стали, и они не гнулись.

Кстати, женщина могла пользоваться шляпной булавкой как средством защиты от несдержанных мужчин. Ведь раньше непозволительно было женщине одной появляться на улице — только с мужчиной, подругой или компаньонкой. В случае, если порядочная женщина чувствовала опасность, у нее в руках всегда было безотказное дамское оружие — острая шляпная булавка...

Одинокая дама

митенки

— На этой фотографии снята молодая женщина, одетая в шерстяной прогулочный костюм. На голове у нее — широкополая шляпа фасона 1908 года. На руках перчатки без пальцев — митенки. Они позволяют защитить руки от холода, но в то же время не сковывают движения пальцев.

Она одета скорее в городской, нежели курортный наряд. Вполне вероятно, что она приехала в Кранц на день — прогуляться по морю и подышать свежим воздухом.

Интерес представляет ее прогулочный костюм, который называется троттер. В начале XX века в широкий обиход модниц вошли дневные наряды — блуза с воротничком-стойкой и юбкой, расширенной книзу. Это был дневной наряд-двойка. Был и наряд-тройка, в котором двойка дополнялась приталенным жакетом. Костюм-тройка назывался троттер. В дополнение к нему был зонтик-трость, с которым многие дамы не расставались, и широкополая шляпа. Такие костюмы любили носить весной и осенью.

Стильные штучки

— На групповой фотографии мы видим мужчину в окружении трех молодых стильных женщин. Эта компания творчески подошла к созданию фотоснимка на пляже в Кранце. Можно сказать, что фотография сделана во второй половине 20-х годов XX века. Здесь изображена, скорее всего, золотая молодежь. Эта компания принадлежит к богатому общественному слою, может, даже к артистическому бомонду. В них есть что-то от актрис театра или мюзикл-холла. И, возможно, выехали на отдых в Кранц со своим режиссером или импресарио. 

Эта публика очень интересуется модой — в руках у одной из женщин, например, популярный по тем временам китайский зонтик. На девушке модное, достаточно короткое платье с заниженной талией, а две другие примерили на себя стильные халаты. Они напоминают женщин, знающих себе цену.

актриски

В их модных образах можно заметить одну объединяющую деталь — бандо на голове. Это женское украшение или головной убор в виде повязки или обруча, носимых непосредственно надо лбом. Обычно изготавливаются из ткани, например, тюля, бархата, атласа или кружев. Бандо появились и вошли в моду в начале 1920-х годов. Такое головное украшение эффектно гармонировало с короткими стрижками «а-ля гарсон», модными в ту эпоху. 

В 1922 году во Франции вышла в свет повесть Виктора Маргерита «La Garçonne» (фр. la garçonne — «девушка-парень») — в русском переводе «Холостячка», произведшая громкий скандал. В результате популярности романа в Европе становится востребован стиль женщины-мальчика с соответствующей стрижкой. В Германии и Чехии такая стрижка называлась бубикопф ( в переводе с немецкого «голова мальчика»).

Короткие стрижки и эффектные бандо удачно вписывались в эстетику стиля ар-деко, одного из направлений позднего модерна, и декорировались присущими этому стилю орнаментами и мотивами.

Ценная публика

— На последней фотографии — группа людей, отдыхающих на лавочке. В объектив фотографа попали люди разного возраста. Фотография сделана в 1932 году, судя по фасону шляпок, длине дамских юбок и шелковым чулкам из фильдеперса (прим. ред. — тонкая шелковистая пряжа, которая использовалась для изготовления тонких трикотажных изделий, прежде всего, в чулочном производстве). Фильдеперсовые чулки — мечта многих модниц 20-30-х годов прошлого века, уникальное в своем роде изделие для изысканных дам.

у ресторана

На фотографии — состоятельная публика, судя по тому месту, где они находятся. Они расположились у открытой террасы отеля «Монополь», а любые курортные рестораны довольно затратны. Обратите внимание на маленькую собачку на руках одной из дам, которая сидит за столом, и вы поймете, что речь идет о людях с достатком даже в эпоху кризиса, который тогда охватил весь мир в 30-е годы. Все одеты вычурно, как и положено на курорте — для того чтобы обратить на себя внимание.

Редакция газеты выражает благодарность Александру Васильеву за помощь в подготовке материала.

Газета «Волна»
Яндекс.Метрика

Наши контакты

Адрес:
238530, Зеленоградск, ул. Ленина, 20

Мы работаем:
Понедельник-пятница, 09:00 - 18:00

Телефон:
 8 (40150) 3-29-94

По вопросам размещения рекламы обращаться
по тел.: 8 (40150) 3-27-60 и электронной почте volnanet@mail.ru