Курортный инфоповод
На снимке: узнать о концертах и мероприятиях можно было из анонсов на площади Корсо
Одним из развлечений отдыхающих на морском курорте были концерты и музыкальные вечера
Татьяна Жданова
На курорте существовало два самых известных концертных павильона. Одна площадка располагалась в парке «Плантаже» – изящная музыкальная раковина, на которой давали двухчасовые концерты в послеобеденное время три раза в неделю. Другая находилась на променаде. Однако простояла она там всего несколько сезонов, поскольку ветер и шум прибоя мешали как музыкантам, так и слушателям.
Музыкальные выступления проводились и в других заведениях Кранца, на концерты собиралось большое количество отдыхающей публики.
О запланированных концертах, вечерах и других курортных мероприятиях узнавали из анонсов, которые, как и положено, можно было найти на афишных тумбах.
Их в Кранце было несколько. По старым фотографиям, а значит, можно считать, что документально подтверждено месторасположение трёх таких тумб.
Первая афишная тумба находилась на площади Корсо, практически в самом её центре. Именно её можно считать центральной, так как рядом с ней находились музыкальный павильон и отель «Замок у моря», в котором был собственный концертный зал.
Афишная тумба была стандартной, цилиндрической формы, а вот на её навершии был установлен небольшой шар с птицей (скорее всего, это был орёл).
Афишная тумба располагалась напротив доходного дома Альберта Даудерта
Вторая тумба, которую хорошо видно на фотографии, находилась на пересечении Кёнигсбергерштрассе (Курортный проспект), Шубертштрассе (ул. Полищука) и Даменбадштрассе (ул. Володарского). Третий «экземпляр» был установлен чуть дальше, но тоже на Кёнигсбергерштрассе, у виллы «Юст» (именно виллы). Сейчас это улица Пугачёва, 9а.
У магазина Германа Пиотровски на Кёнигсбергерштрассе
Возможно, афишных тумб было больше, но мы говорим только о тех, которые можно увидеть на старых фотографиях Кранца.
Рекламный ход
Не менее интересна сама история возникновения афишных тумб, которые до сих пор ассоциируются у нас с театром и кино. Когда-то эти конструкции являлись основными информационными стендами, на которых закреплялись не только афиши, анонсирующие предстоящие события, но и газетные вырезки, позволяющие публики оставаться в курсе новостей.
В XIX веке имя Эрнста Литфаса было знакомо почти каждому жителю немецкой столицы. Успешный издатель прославился благодаря изобретению рекламной тумбы, которую в Германии до сих пор называют в его честь – Litfaßsäule.
1 июля 1855 года Эрнст Литфас, в собственности которого находилась одна из крупнейших типографий немецкой столицы – Берлина, получил официальное разрешение на установку тумбы в форме цилиндра.
Это решало в том числе проблему размещения многочисленной рекламы в неположенных местах.
Эрнст Литфас также приобрёл у города право эксклюзивной расклейки объявлений на десять лет. А это значило, что все афиши, которые помещались на тумбу, были напечатаны в его собственной типографии, обеспечив её заказами и стабильным доходом на годы вперёд. Единственным исключением были государственные указы и постановления: их приходилось клеить бесплатно. В первый же год в Берлине было установлено сто афишных тумб.
Колонна Морриса, или Где хранить мётлы
Во Франции тумбы носят название колонн Морриса, в честь парижского печатника Габриэля Морриса, получившего в 1868 году разрешение городских властей Парижа установить такие тумбы по городу и клеить на них концертные и театральные афиши.
Но главным было условие: внутри тумбы городские дворники прятали свои мётлы и прочий инструмент для поддержания чистоты на улицах столицы. Очень разумное и дельное, кстати, предложение.
В конце XIX – начале XX века афишные тумбы появляются и в Москве. Размещались они на краю тротуара вплотную к проезжей части, что позволяло, не мешая движению, обозревать афиши и плакаты как пешеходам, так и пассажирам экипажей и колясок.
На картинах и фотографиях, запечатлевших улицы столицы того времени, афишные тумбы представляют собой сооружения цилиндрической формы с конусообразным верхом-шапочкой (похожие были в Кранце).
За время существования афишных тумб в дореволюционной Москве сменилось несколько их вариантов, отличались они главным образом устройством крыши. Одни из них были украшены заострённой, вытянутой вверх конусообразной крышей. Другие накрывались невысокой, наиболее сложной в техническом и художественном исполнении крышей. Встречался и ещё более сложный её вариант — с часами наверху, в таком случае тумба располагалась прямо по центру пешеходной дорожки при входе на бульвар или в сквер.
Какой бы конфигурации ни была афишная тумба – её главная функция остаётся актуальной и по сей день.