Курортная АЗС
На снимке: автозаправка Olex была установлена рядом с автомастерской на Кёнигсбергерштрассе, 21
В центре Кранца находилась заправочная станция для автомобилей
Татьяна Жданова
В фотоархиве редакции есть довоенная фотография, на которой снята часть Кёнигсбергерштрассе. Сразу надо сказать, что фотографий с видами городских улиц Кранца крайне мало. Тем ценнее и интереснее этот снимок. Рассмотрим его более внимательно.
На заднем плане можно увидеть здание, в котором размещался филиал торгового дома Натана Штернфельда (Кёнигсбергерштрассе, 39, сейчас Курортный проспект, 18). На переднем плане справа жилой дом с магазинами (Кёнигсбергерштрассе, 33). В нём, в частности, работала мясная лавка Макса Вогеля. Это здание не сохранилось – в 1996 году на его месте построено здание для зеленоградского отделения Сбербанка.
На противоположной стороне слева на фоне торгового дома можно увидеть доходный дом Альберта Даудерта (Кёнигсбергерштрассе, 19), отель Отто Левински (Кёнигсбергерштрассе, 20), на Кёнигсбергерштрассе, 21 располагалась автомастерская Оскара Аншютца, в доме №22 работали ресторан и винный погреб Эмиля Рапопорта.
На снимке также можно увидеть местных жителей, идущих по своим делам, мальчишек на велосипедах и гужевую повозку. Около автомастерской Аншютца находится конструкция с вертикальной надписью Olex. Возможно, она так и осталась бы неопознанной, если бы не одна публикация.
Городские колонки
Недавно на сайте «Открытка из Восточной Пруссии» (eastprussia.ru) был опубликован материал под названием «Автозаправки Восточной Пруссии», в котором создатель сайта Константин Карчевский в соавторстве с Татьяной Шатене подробно рассказывает о развитии сети автодорог и бензозаправок на территории бывшей Восточной Пруссии.
В адресной книге жителей Кранца есть автореклама
В публикации есть следующая информация: «Основу бензобизнеса поначалу составляли небольшие одиночные колонки, расположенные на обочинах дорог и городских улицах и обеспечивающие дополнительный доход гостиницам, аптекам, магазинам, ресторанам, авторемонтным мастерским. На колонках устанавливались сначала ручные насосы, позже их стали оснащать электроприводом. […] Часто можно видеть, что наличие автозаправки преподносилось в рекламных проспектах гостиниц или автомастерских как некая дополнительная опция для клиентов, сродни нынешнему бесплатному интернету. Хотя именно разветвлённая сеть заправок позволяла тогда автомобилистам перемещаться по стране не только по основным автодорогам, не опасаясь при этом заглохнуть где-то в сельской глуши. Кроме всего прочего, на заправках зачастую ещё продавали моторное масло и свечи зажигания».
Первые заправки
Авторы публикации отмечают, что в середине 1930-х годов в Германии насчитывалось уже без малого 56000 заправок: «Из них только 2788 АЗС были независимыми. Львиная же доля рынка принадлежала так называемой «большой пятёрке». В неё входили DAPG — 18327 заправок (треть рынка!), Shell – 16363, B.V. – ARAL – 7740, Olex – 6098 и Leuna – 3315 заправок».
Также в статье есть несколько строк о сети автозаправок под названием Olex. Именно эта (первоначально австрийская) фирма открыла в 1922 году самую первую автозаправку в Германии, в городе Ганновере. Более того, и само название автозаправки на немецком Tankstelle появилось также благодаря Olex.
Стоянка для автомобилей у отеля «У лося»
Как пишут Константин Карчевский и Татьяна Шатене, «заправкой в нынешнем понимании этого слова ту первую конструкцию назвать, конечно, сложно. Это было небольшое строение в виде киоска высотой чуть более трёх метров, внутри которого располагался топливный насос, скрытый от глаз покупателя топлива. Под самим киоском, ниже уровня земли, были расположены резервуар для топлива, компрессор для подачи бензина с помощью углекислого газа фирмы Martini & Hüneke и 20-литровая мерная ёмкость. Дежурный же на АЗС находился внутри «киоска», управлял самой колонкой и следил за количеством подаваемого топлива».
Olex в Кранце
Благодаря этому исследованию стало понятно, что конструкция на Кёнигсбергерштрассе является городской автозаправкой. Константин Карчевский ознакомился с фотографией и подтвердил эту информацию. Он также дал предположение, что данный снимок сделан не позже конца 1920-х годов.
На своём сайте он отметил: «В Восточной Пруссии заправки Olex на фотоснимках и почтовых открытках – редкие гости. Поэтому делимся тем, что всё же удалось найти на просторах интернета». И сразу отметим, что фотографии из архива «Волны» на сайте первоначально не было. Она появилась там после нашего совместного открытия.
Скорее всего, владельцем заправки Olex мог быть Оскар Аншютц.
Реклама Оскара Аншютца
В рекламе его мастерской говорилось, что она открыта день и ночь. К услугам автомобилистов – заправочная станция и техническая помощь. Основными «заслугами» ремонтной мастерской считались надёжность и экономичность.