Дорожные «разъезды»
На снимке: у ресторанов обустраивались автостоянки
Отдыхающие в Кранце могли воспользоваться прокатом автомобилей и совершить увлекательную поездку по окрестностям
Татьяна Жданова
В XIX веке из Кёнигсберга в Кранц можно было добраться в дилижансе за три часа, заплатив при этом около полутора марок. Но всё же трястись в конном экипаже, петляя несколько часов, даже в предвкушении отдыха на морском побережье – занятие более чем неудобное.
Новое шоссе Кёнигсберг – Кранц начали строить в 1823 году. Строительство продолжалось 30 лет, при этом пути старой и новой дорог существенно расходились. Как указывает в своей книге «Очерки по истории Кранца» Л. Ефремов, строительство новой дороги осложнялось несколькими обстоятельствами. В частности, шоссе прокладывалось по пойменным лугам, поэтому пришлось дополнительно строить двухкилометровую земляную насыпь, а также мост через ручей Беек. Эти дороги стали особенно востребованными в период развития автомобильного транспорта в 20-30-е годы XX века.
Дорожный указатель: до Кранца через Кведнау 34 км
К тому времени только весьма состоятельные люди могли позволить себе личный автомобиль. Однако автомобильная отрасль не стояла на месте, и довольно скоро были налажены серийные выпуски вполне доступных марок. Например, немецкая модель фирмы Opel 1935-1937 годов – самая простая и самая дешёвая. За два года было выпущено более 65 тысяч экземпляров. Цена машины составляла 1 650 рейхсмарок, а с конца 1936 года модель продавалась по «зимней цене» со скидкой в двести рейхсмарок. Таким образом автомобиль оказался доступен для большой части населения.
Аншютц и Помпер
Сохранились старые фотографии, на которых можно увидеть вполне внушительное количество машин на стоянке, например, у отелей «Шлосс ам меер» («Замок на море») и «Штрандотеля» («Пляжный»).
На курорте всегда следили за новыми тенденциями в отдыхе и обслуживании и старались предложить первыми свои услуги.
Мастерская Оскара Аншютца работала круглосуточно
Так, желающие совершить автомобильные поездки самостоятельно могли заказать автомашину у известных в Кранце владельцев гаражей Оскара Аншютца (Кёнигсбергерштрассе, 21) и Франца Помпера (Батоцкиштрассе, 4) и отправиться в небольшое путешествие. Кроме ремонтных услуг и оказания техпомощи, местные жители и отдыхающие имели возможность воспользоваться прокатом автомобиля.
Рекламу эти владельцы давали в телефонной книге Кранца, местной и кёнигсбергской газетах. Если верить рекламе, мастерская Оскара Аншютца была открыта день и ночь. К услугам автомобилистов были заправочная станция и техническая помощь. Основными «заслугами» ремонтной мастерской считались надёжность и экономичность.
Скорее всего, именно Оскар Аншютц обслуживал и автозаправку Olex, которая была установлена рядом с автомастерской на Кёнигсбергерштрассе, 21.
Автомастерская слесаря Франца Помпера находилась на Батоцкиштрассе, 4 – «на прямом пути от железнодорожного вокзала до Вестенде». По данным адресной книги бывших жителей Кранца, Помпер жил неподалеку от своей мастерской – на Херренбадштрассе, 7. Одной из услуг, которые он предлагал, был прокат автомобилей.
В номере курортной газеты Кранца за сентябрь 1937 года есть объявление Помпера. Оно довольно лаконично: «Новые машины. Коллективные поездки по Мазурам и Замланду. Автотехпомощь и гаражи». Думается, его услуги были востребованы среди отдыхающих.
Кранцевское направление
Для поездки в Кёнигсберг наиболее удобным оставалось всё же железнодорожное сообщение. Главная ветка железной дороги, соединившая город-курорт и столицу Восточной Пруссии, имела длину почти 29 километров и несколько остановочных пунктов: Марауненхоф (Большие Пруды, Калининград), Ротенштайн (Кутузово, Калининград), Кведнау (Северная гора, Калининград), Штигенен (посёлок, ныне несуществующий), Нессельбек (Орловка), Гросс Раум (Рябиновка), Молленен (Каштановка), Лаптау (Муромское), Бледау (Сосновка), Кранц (Зеленоградск). Первый поезд отправлялся из Кёнигсберга в Кранц в 6.30, а последний – в 23.23.
Северный вокзал
Поезда отправлялись с Кранцевского вокзала, он располагался на верхних платформах сегодняшней станции Калининград-Северный.
В книге «Кранц. 1871-1918» А. Горбовских, ссылаясь на один из электронных ресурсов, пишет, что «растущая популярность железнодорожного транспорта позволила в 1913/1914 годах перевезти по железной дороге Кёнигсберг – Кранц около 900 тысяч пассажиров». Согласитесь, для того времени цифра весьма внушительная!
Одно из востребованных направлений – Кёнигсберг – Кранц
В путеводителе за 1913 год указано, что, помимо пригородных, в Кранц прибывали прямые поезда из Берлина, Бреслау (ныне Вроцлав) и Позена (ныне Познань).
Поезда прямого сообщения из Берлина до Кранца, в зависимости от выбора конкретного поезда, шли от восьми до десяти часов, из Позена можно было доехать за девять с половиной часов, из Бреслау – за одиннадцать.
В 1920-х годах в ходе широкомасштабной реконструкции кёнигсбергского железнодорожного узла был построен Северный вокзал. У него появилась «нижняя» платформа – ветка, соединившая главный вокзал с путями приморского направления. По тем временам это было смелое решение – пропустить железнодорожную ветку под площадью и массивным зданием вокзала. Поэтому Кранцевский вокзал в Кёнигсберге прекратил свое существование.