5.74°C

Власть

Холмогоровка: железная дорога не пройдёт

Холмогоровка: железная дорога не пройдёт

«Волна» разбиралась, откуда взялся проект ж/д ветки в Холмогоровке

Оксана Обрехт, фото автора 

Публичные слушания в Холмогоровке по проекту нового генплана вызвали большой общественный резонанс — в проекте появилась железнодорожная ветка, которая должна была пройти через посёлок и парк прямо по жилым домам. Правительство области утверждает, что железной дороги не будет, трассировку ветки изменят.

По домам и парку

17 ноября на публичных слушаниях в посёлке Холмогоровка произошло ЧП — местный житель, 79-летний пенсионер, на машине въехал в людей. Из пострадавших восемь человек — жители посёлка, четверо из них в больнице, остальные с травмами лечатся дома. Односельчане, общающиеся между собой в Вайбере и «ВКонтакте», организовали для них сбор средств. Деньги собирают на карту местного активиста — кузнеца Сергея Законова. «Люди у нас активные, многое в посёлке делаем своими силами, — рассказывает Сергей. — Сами собирали деньги на разработку проектов уличного освещения и дорог, выделили место под будущую детскую площадку, проводим субботники, подсыпаем дороги...».

Несколько лет назад в Холмогоровке появился новый район индивидуальной застройки — коттеджный посёлок «Лисья горка». Через дорогу от него строятся малоэтажный жилищный комплекс «Новая Холмогоровка» и коттеджный посёлок от ГК «Терра Запад». Тут же недалеко — бывший парк усадьбы Фухсберг, с 2018 года являющийся особо охраняемой природной территорией (ООПТ) «Парк «Холмогоровский»».

Сергей купил участок в «Лисьей горке» на аукционе в 2009 году за 250 тысяч рублей, почти 10 лет вместе с семьей строит дом своими рукам. «Пока ещё до окончательного финала далеко, — признается он. — А если верить новому проекту генплана Зеленоградского округа, железная дорога должна пройти прямо по нашим кварталам, новостройкам через дорогу, земле, выделенной под детскую площадку, парку и далее по старым домам в старой Холмогоровке».

 

Cергей Законов строит дом собственными руками почти 10 лет — на плакате фотографии с «вехами строительства»

«В начале ноября увидели проект нового генплана. Написали в администрацию округа, в Инстаграм губернатору, – рассказывает активист. – Перед слушаниями со мной связалась вице-премьер правительства области Наталья Сибирёва и сказала, что ж/д дорога через Холмогоровку не пойдёт, прислала новую карту. Но на этой карте ветка направляется через военный аэродром. Разве это возможно?».

Местные жители, опасаясь за свои дома, организовали сбор подписей под письмом Премьер-министру РФ Мишустину. «Хотели получить ответы на вопросы на публичных слушаниях. Но во время слушаний никто ничего не смог объяснить, ничего не было слышно… А потом это ЧП с наездом на людей… Девушку, которая собирала подписи, задела машина, бумаги все в грязи. Пришлось собирать подписи заново», – говорит активист.

Местные жители, пользуясь возможностью привлечь внимание, составили целый список требований — ремонт дорог за счёт бюджета, уличное освещение, реконструкция очистных, детские площадки, новые площадки для ТБО, библиотека, ДК с кружками и секциями и даже новая школа... Площадь ООПТ в парке нужно увеличить, озёра в нём почистить, оборудовать рекреационную зону... 
Холмогоровка — далеко не самый отсталый посёлок в области, но жители уверены, что имеют первоочередное право на решение этих вопросов, поскольку бюджет в своё время получил от продажи земли в посёлке немалые суммы. 

 

Два генплана

В прежнем генплане, утвержденном в 2019 году, ж/д ветка в районе Холмогоровки тоже была, но проходила в другом месте – в обход жилых домов по земельному участку для сельхозиспользования. Прежний генплан готовила компания-проектировщик из Гурьевска, получившая контракт на его разработку в конце 2016 года. Тогда заказчиком работ выступила администрация округа. К 2018 году работы по разработке проекта завершились, генплан обсуждался на публичных слушаниях во всех посёлках округа, после чего проходил всевозможные согласования в министерствах и ведомствах правительства области, и в марте 2019 года был окончательно согласован областными властями и утверждён окружным Советом депутатов. 

В начале 2020 года региональные власти приняли решение внести в генплан поправки. На этот раз заказчиком работ выступило областное агентство по градостроительству, тендер на разработку документа  выиграл проектировщик из Воронежа. Администрация округа к разработке нового документа отношения не имела, ей было поручено провести слушания, собрать мнения жителей, чтобы передать их в областное агентство для последующего решения.

Жители Холмогоровки провели своё расследование и выяснили несколько любопытных деталей. Оказалось, что железнодорожная ветка была предусмотрена еще с 2010 года, тогда генпланом предусматривалось строительство ж/д в обход Холмогоровки по землям сельхозназначения. В 2011 году ветку обозначили в Схеме территориального планирования региона, утвержденной правительством области. В 2013 году Правительство РФ утвердило схему территориального планирования России в области транспорта, в которую эта ветка была включена как объект федерального значения «Обход Калининградского узла протяженностью 50 км (Светлый, Гурьевский, Зеленоградский районы, г. Калининград)». При этом документ не предусматривал точного прохождения трассы.

«13 декабря 2017 г. правительство Калининградской области выносит постановление №666, согласно которому вносит изменения в схему транспортного планирования области «в связи со строительством, реконструкцией ряда объектов», — отмечают местные жители. — В документе нет ни слова о внесении изменений в части прохождения ж/д ветки. Но при этом утверждается изменение трассы — она переносится с сельхозполей в границы посёлка». Это обстоятельство натолкнуло местных активистов на мысль о том, что власти действуют в интересах собственника того самого участка сельхозназначения, с которого ж/д ветка «переместилась» в посёлок. «Мы точно не знаем, кто там владелец, вроде как «Автотор». Кроме того, по нашей информации, в новом проекте генплана эта территория теперь не сельхозназначения, а промышленного, – говорит Сергей. – Нас много, и у всех один мотив – сохранить свои дома, поэтому мы и изучаем так пристально все документы».

«Волна» направила в правительство области запрос с просьбой разъяснить, как получилось, что Минтранс РФ утверждал свои перспективные планы, а областные власти одобряли схему террпланирования, не согласовав с жителями посёлка. В областном правительстве пообещали предоставить ответ после 30 ноября.

Вне границ

После публичных слушаний ситуацию в Холмогоровке официально прокомментировало правительство области. 

Вице-премьер Наталья Сибирёва заверила, что при проектировании железной дороги интересы жителей посёлка будут учтены, по поручению губернатора Антона Алиханова уже подготовлено обращение в Министерство транспорта РФ, региональные власти ходатайствуют, чтобы трасса прошла вне границ населённого пункта.

Более того, как отметили в правительстве, строительство железнодорожной трассы — это пока что перспективные планы Минтранса России на отдалённые 2030-2040 годы, и их реализация будет зависеть в том числе от возможности выделения денег из федеральной казны.

Ж/д ветка, по данным областных властей, проектировалась Минтрансом для грузоперевозок к планируемому глубоководному порту в Янтарном. «В новой схеме, которую нам прислал Минтранс, эта железнодорожная трасса проходит в обход населённого пункта, то есть трасса не будет проходить через дома жителей посёлка», — отметила вице-премьер. Она также подчеркнула, что ещё до слушаний эта схема Министерства транспорта РФ была направлена активным жителям Холмогоровки (как утверждают местные активисты, по этой схеме ж/д ветка проходит через военный аэродром – прим. ред).

 

По новой схеме Минтранса ж/д ветка идёт в обход посёлка

«Отмечу также, что на схеме обозначено примерное отображение трассы. В соответствии с Градостроительным кодексом РФ в схеме территориального планирования не указывается точное прохождение трассы. Её реальное расположение будет определено при проектировании, в процессе которого будет анализироваться экономическая составляющая. Понятно, что выгоднее проложить дорогу по тем участкам, которые свободны от прав третьих лиц, потому что тогда не нужно будет тратить бюджетные средства на выкуп имущества у собственников», — сказала Наталья Сибирёва.

В правительстве области заверили, что проект строительства железной дороги будет опубликован в официальных источниках и с ним смогут ознакомиться жители посёлка Холмогоровка.

В тему

Туманная перспектива

Вопрос строительства глубоководного порта в Янтарном, куда должна будет вести спорная ж/д ветка, обсуждается не первый год, но окончательное решение о его возведении не принято. Как отмечал летом прошлого года губернатор Антон Алиханов, «очень много звёзд должно сойтись в одной точке, чтобы подобное решение было принято».

Кроме того, представители Калининградской железной дороги ранее не раз говорили, что тянуть ж/д ветку в Янтарный нецелесообразно. В последний раз такое заявление пресс-служба КЖД озвучила в октябре 2020 года после трагического ДТП с участием песковоза и автобуса «Калининград-Янтарный» в районе пос. Круглово. «Грузовые перевозки в направлении посёлка Янтарный в течение длительного времени не осуществляются, [их] появление, по оценке экспертов и регионального бизнес-сообщества, в ближайшей перспективе также маловероятно», — говорилось в ответе руководства КЖД на запрос «Комсомольской правды в Калининграде».

Газета «Волна»
Яндекс.Метрика

Наши контакты

Адрес:
238530, Зеленоградск, ул. Ленина, 20

Мы работаем:
Понедельник-пятница, 09:00 - 18:00

Телефон:
 8 (40150) 3-29-94

По вопросам размещения рекламы обращаться
по тел.: 8 (40150) 3-27-60 и электронной почте volnanet@mail.ru