1.03°C

No item found!

Правила личной финансовой безопасности

Правила личной финансовой безопасности

На снимке: Мошенники собирают информацию о человеке через «социологические опросы» по телефону

Почти каждому человеку довелось общаться с мошенником хотя бы по телефону: с лжесотрудником банка, «представителем компетентных органов» и т.п. Однако кого-то просто заваливают звонками, а кто-то получает их очень редко.

Об «утечке» баз персональных данных и правилах цифровой безопасности рассказывает Ольга Дайнеко, эксперт Центра финансовой грамотности НИФИ Минфина России.

 

Как «утекают» личные данные

Сейчас практически невозможно обезопасить себя не только из-за краж данных пользователей у компаний (служб доставки, медлабораторий и т.п.), но и потому, что о многом личном мы делимся добровольно. Порой мы даже не замечаем, как часто и кому передаём персональные/личные данные: оплатили покупку в интернете, скачали новую игру на телефон, заключили договор, заполнили анкету для участия в розыгрыше призов или получения дисконтной карты, а также самостоятельно сообщаем подробности о себе через соцсети.

Мы все живём в цифровой среде и не можем находиться в абсолютном информационном вакууме. Так почему же одних мошенники атакуют чаще, а других только по редкому случаю?

 

Что интересует мошенников?

Мошеннику интереснее приобретать не только базу номеров телефонов с ФИО, но и иметь своеобразный «скоринговый балл» потенциальной жертвы. Например, дополнительные сведения не только в виде документов (паспорта и места жительства), но и оценочную характеристику внушаемости и доверчивости человека, индивидуальные маркеры для психологической манипуляции.

Если к звонкам, смс и электронным письмам с запросами (в том числе электронно) люди стали относиться более настороженно при любом упоминании данных банковского счёта, то на темы разного рода «социологических опросов», «исследований потребителей» готовы общаться охотнее.

Использование методов социальной инженерии позволяет мошенникам и собирателям данных получить эти сведения из простой беседы (или онлайн-опроса).

Выявленные уязвимости могут быть использованы в разных мошеннических сценариях, поэтому некоторые люди попадают на удочку не раз. Для этого могут использоваться различные тактики, направленные на эмоции, слабости или иные особенности личности: сочувствие и жалость, жадность и желание быстро получить желаемое, страх (например, за ребёнка, родственника), неопытность и доверчивость, лень и многое другое. Если банковскую карту, удостоверение личности, внешность можно поменять, то особенности личности меняются с меньшей лёгкостью.

Зная эти особенности потенциальной жертвы, мошенник, используя опыт «коллег», может просчитать, как именно войти в доверие во время общения, как ввести в заблуждение.

 

Базовые правила

А вот реже всего атакуют (а порой и вовсе перестают тревожить) тех, кто абсолютно бесперспективен: не отвечает вовсе, нарочито асоциален, не идёт на контакт, грубит/троллит, говорит односложно и категорично.

Не все готовы грубить, поэтому можно просто прервать разговор и внести абонента в чёрный список блокировки, поскольку чем меньше человек идёт на контакт, тем реже его будут беспокоить.

Помимо правил цифровой безопасности (не передавать банковские данные, не переходить по сторонним ссылкам, не загружать программы/игры из непроверенных источников и т.п), важно помнить о безопасности социальной: не делиться личным с посторонними, не предоставлять дополнительную информацию о себе или близких без прямой необходимости (в том числе под видом соцопросов). Передавая свои персональные данные, нужно оценивать целесообразность их передачи, делать это только в том объёме, который необходим для оказания услуги, а после отзывать такие разрешения.

Материал подготовлен в рамках программы Министерства финансов «Эффективные финансы». Дополнительная информация — по телефону «горячей линии» по вопросам финансовой грамотности (звонок бесплатный): 8-800-555-85-39 или на сайте fingram39.ru.

Газета «Волна»
Яндекс.Метрика

Наши контакты

Адрес:
238530, Зеленоградск, ул. Ленина, 20

Мы работаем:
Понедельник-пятница, 09:00 - 18:00

Телефон:
 8 (40150) 3-29-94

По вопросам размещения рекламы обращаться
по тел.: 8 (40150) 3-27-60 и электронной почте volnanet@mail.ru