Главный архитектор Зеленоградска: «Многоэтажки меня не радуют»
На вопросы журналиста ответил начальник управления архитектуры и градостроительства Илья Поздняков
Житель Зеленоградска, журналист и писатель Владимир Нырко специально для «Волны»
О реконструкции центральных улиц
– Планируется реконструкция двух центральных улиц – Московской и Ткаченко. Это исторический центр города. Важно его сохранить. У немцев рядом с домом обязательно был зеленый участок. Либо перед домом, либо во дворе. Жители Московской улицы опасаются, что в результате реконструкции зеленую полосу вдоль домов могут убрать и таким образом исторический облик может быть утрачен.
– Это довольно странная реакция. Самого проекта еще нет.
– Но народ уже заволновался.
– Это понятно. Потому что началось обсуждение. Мы как раз пытались привлечь к этому жителей этих улиц, выложив в Интернете предварительную концепцию. Скажу сразу: проезжую часть расширять там не планируется.
– То есть жителям Московской улицы волноваться не стоит? Никто не будет убирать зеленую полосу вдоль домов, спиливать вековые каштаны и другие деревья?
– Конечно, они останутся. Более того, там планируется высадка дополнительных зеленых насаждений.
– Из вашей концепции, обнародованной в Интернете, стало известно о планируемой велодорожке.
– Велодорожка планировалась в составе проезжей части. Для этого по одной стороне предполагалось запретить парковку.
– Но на улице многие жители паркуют свои машины. Куда им деваться?
– В рамках этого проекта предполагалось сделать удобные парковки во дворах. Тем более что многие машины и так паркуют во дворах на разъезженной земле, а потом их колеса разносят грязь по всему городу. Особенно в период дождей. И в этом есть проблема, которую можно и нужно решить. Парковки можно сделать более компактно с зелеными насаждениями вокруг. В рамках проекта по созданию комфортной городской среды мы не ограничены в своих фантазиях.
– При создании парковок во дворах не станут ли сносить сарайчики, где люди держат топливо для печей и каминов, а также различный инвентарь?
– Есть сараи, которые уже разваливаются. Особенно деревянные. Их желательно ликвидировать, ведь это все-таки центр города. Но, если дома отапливаются дровами, углем или брикетами, то городская администрация сделает новые наружные кладовые взамен старых. Примерно такие, как мы уже сделали на улице Пугачева.
О велодорожках
– Как в Зеленоградске с велодорожками? Нужны ли они на этих улицах, если параллельно проходит широкий пешеходный Курортный проспект, по которому велосипедисты ездят и будут ездить, хотя там велодорожка формально не обозначена. Думаю, это упущение проектировщиков. Даже если сделают велодорожку на параллельной улице, то она, скорей всего, не будет востребована. Кстати, вы сами ездите на велике?
– Да, конечно! Машину я не вожу и поэтому для меня это основной личный транспорт. Что касается велодорожек, то тут есть и сторонники, и противники. Такой обширной сети велодорожек я в Зеленоградске не вижу ввиду того, что улицы уже сложились. Но к уже существующей велодорожке на променаде можно добавить еще две. Прежде всего, вдоль улицы Окружной, которая скоро будет реконструироваться. Там велодорожка не помешала бы.
– Конечно, ведь там проходит путь на Куршскую косу.
– Кроме того, много торговых центров, и в новых многоэтажных кварталах проживает едва ли не 70 процентов населения нашего города. Третья велодорожка, которую я предложил, могла бы проходить по улице Ткаченко. Но ее может и не быть. Это надо обсудить с жителями.
– От променада до Окружной велодорожка не планируется? Скажем, по улице Тургенева, вместо параллельной по Ткаченко.
– Да, она бы могла стать как бы связующей. Хотя тротуары там узковаты.
– В любом случае велосипедисты ездят по городу повсюду, а не только по велодорожкам, которых внутри города практически нет. Пока единственная велодорожка только на променаде.
– Думаю, связующая велодорожка по улице Тургенева – это вопрос будущего.
О парковках для гостей курорта
– Как обстоят дела с парковками для машин? В хороший день весь центр города забит приезжим автотранспортом. И все паркуются бесплатно, нередко нарушая правила. Эвакуаторам и дорожной полиции работы хватает. В Литве в курортных городках порядка больше и местные власти неплохо зарабатывают на платных парковках.
– Вопрос парковок у нас рассматривается очень давно. Еще четыре года назад, когда я стал главным архитектором Зеленоградска, мы обсуждали создание перехватывающих парковок на подъезде к городу.
– Хорошие планы! И как они реализуются?
– Частично уже реализованы. В западной части города в конце улицы Гагарина рядом с Приморским проездом уже создана перехватывающая парковка, рассчитанная на 500 машин. Четыре года назад там был полный хаос. Машины парковались на морском берегу. А сейчас туда проложена новая дорога вдоль железнодорожной линии. Это первая большая перехватывающая парковка.
Вторая центральная перехватывающая парковка пока еще не реализована. Ее планируется создать за зданием ФОКа. Раньше там была тупиковая железнодорожная ветка. Мы долго бились с РЖД, чтобы ее демонтировали. Они, в конце концов, пошли нам навстречу и убрали ее. В результате образовался участок в два гектара между ФОКом и действующей железнодорожной линией. Он выходит на кольцо с новой трассы. Кроме того, есть возможность сделать пешеходную аллею вдоль железной дороги, по которой люди смогут пройти от парковки в самый центр города к вокзалу.
– Там у перехватывающей парковки можно прокат велосипедов организовать и электромобили пустить.
– Электромобили будут возить людей от уже созданной перехватывающей парковки до центра.
– Отличная идея!
– Все говорят нам: уберите чужие машины из города! Но это не так просто. Нужна серьезная подготовка. Именно этим мы и занимаемся. Из города часть парковок мы постепенно начали убирать. На некоторых улицах стоянка машин уже запрещена или сокращена.
– Перехватывающие парковки будут платными или бесплатными?
– Будет сравнительно небольшая плата – 100 рублей в день.
– Когда планируется открыть центральную перехватывающую парковку? В этом году или в следующем?
– Пока эта территория в аренде, но она истекает в конце года. Так что, вполне возможно, что уже в следующем году появится и центральная парковка. Сейчас идет разработка проекта продолжения окружной дороги, связывающей улицу Железнодорожную с улицей Тургенева через путепровод. Это наш приоритетный проект.
О многоэтажках
– А как вы относитесь к многочисленным жилым многоэтажкам, которые, как грибы, растут на окраинах Зеленоградска? В соседней Литве такое просто немыслимо.
– Конечно, меня как архитектора многоэтажки не радуют. Решения об их возведении принимались до моего вступления в должность в полном соответствии с существовавшими правилами. Сейчас же намечаются реальные подвижки в этом вопросе с целью недопущения такой застройки впредь. Вскоре буду утверждены новые правила застройки, согласно которым будет запрещено строительство новых зданий выше 5 этажей. В связи с этим у нас уже возникают конфликты. Застройщики приобрели участки в расчете на многоэтажное строительство, а наши ограничения урежут их доходы почти в два раза. Но в этом вопросе нас серьезно поддерживает правительство области и губернатор.