Две войны на одну долю
На снимке: фронтовые друзья С.Н. Лысенко и В.Я. Маркиянов
Кристина Прозорова, фото из архива семьи Лысенко
Накануне великого праздника Дня Победы редакция побывала в гостях у семьи Колесник. Дочь ветерана Великой Отечественной войны Семёна Никифоровича Лысенко Людмила Семёновна рассказала о судьбе своего любимого отца. А внучка Наталья поделилась, что, будучи студенткой исторического факультета, писала работу о дедушке – он к тому же был в числе первых переселенцев. Фронтовых воспоминаний немного: наш герой сознательно хранил молчание, берёг своих близких, утверждая, что война – это не романтика, а страшное горе…
Бои на Халкин-Голе
Семён Лысенко родился в 1914 году в селе Браное Поле Богуславского района Киевской области. Его отец был зажиточным крестьянином, который использовал труд наёмных работников, поэтому у семьи была возможность дать своим детям образование.
В 1938 году, едва окончив автотранспортный техникум, Семён был призван в армию и сразу попал на фронт: в составе союзных войск его направили на помощь Китаю в Японо-китайской войне. Позднее, в 1939 году, состоялись бои на реке Халкин-Гол и поражение Японии.
Единственное сохранившееся фото в обмундировании
Эти события оставили неизгладимый след в душе молодого военнослужащего. Он считал, что именно благодаря жёсткому разгрому, нанёсённому советскими войсками за несколько лет до Великой Отечественной войны, японцы не посмели выдвинуться на помощь союзнику – Германии, когда немцы уже находились на подступах к Москве.
Фронтовая семья
Семён Никифорович на фронтах Великой Отечественной оказался с самых первых её дней. Профессия нашего героя была одной из самых востребованных на фронте. Техник-механик Лысенко, согласно военному билету, стал помощником командира взвода.
День Победы, 1990 г., Зеленоградск
«На войне очень страшно, дочка. Бывало, мчишь по дороге, везёшь ценный груз, который, молясь Богу, ждут бойцы: целая машина оружия, орудий. А сверху немецкий истребитель, «Мессершмитты» мы их называли, летит стрелой. Что делать? Выпрыгиваешь из автомашины на ходу, понимая, что всё! Не довёз, всё пропало, взрывы! Только жизнь осталась, моя жизнь. А как же ребята?! Эх…» – в редкие моменты военных откровений рассказывал Семён Никифорович своим близким.
По воспоминаниям старшего сержанта Лысенко, каждый мечтал, чтобы война скорее закончилась, чтобы враг был повержен.
Победу наш герой встретил в Праге.
«Считаю, мне повезло, серьёзно ранен я не был. А вдвойне повезло с товарищами – настоящая боевая семья. Так один из моих фронтовых друзей решил мою дальнейшую послевоенную судьбу», – со слезами на глазах делился ветеран.
В новом краю
Когда улеглась на дорогах страны военная пыль, однополчанин пригласил Семёна Лысенко к себе в Ростовскую область, утверждая, что каждый влюбляется в природу Дона. Наш герой приехал и действительно влюбился! Влюбился в донскую казачку Неонилу Лиходедову.
Волевая и остроумная девушка покорила сердце вчерашнего фронтовика, она стала его женой. И в январе 1947 года супруги с первыми переселенцами приехали в Калининградскую область.
В Зеленоградске опытный водитель и механик без труда находил себе работу: тракторный парк, маслозавод, служба в госавтоинспекции с переводом на восток области и возвращением в Зеленоградск, районное сельхозуправление. Тем временем в семье подрастали две дочки. Они хорошо помнят, как отец трудился в Зеленоградской школе преподавателем автодела, а затем автоинструктором, переживал, что ребята плохо учат теорию. Из школы наш герой и вышел на заслуженный отдых.
Отдых по путёвке в Крыму
На пенсии ветеран не скучал: по соседству за стенкой поселился такой же фронтовик, подполковник Николай Яковлевич Лазаренко. Их дружба длилась много лет: зачастую мужчины устраивали вечера воспоминаний, которые обязательно заканчивались песней: «Распрягайте, хлопцы, коней».
Бой с тенью
Людмила Семёновна вспомнила интересный случай, произошедший в начале 90-х годов. Когда раздался стук в дверь, дочь подумала, что пришёл сосед Николай Яковлевич. Но на пороге стоял высокий незнакомый мужчина, ровесник отца, который говорил на немецком языке. С ним были его дочь и переводчик. Они попросились зайти в квартиру. Оказалось, что до переселения немцев из Кранца-Зеленоградска в доме на улице Железнодорожной жила семья пожилого немца. Гостя накормили сырниками, он их никогда раньше не пробовал и очень удивился новому вкусу. Незнакомец рассказал, что в прошлом он… служил в Вермахте.
Всё это время в соседней комнате находился Семён Никифорович. Он сидел, сжав руки в кулак. Он всё слышал, пытался понять, как же так в жизни происходит.
«Папа, а почему ты не вышел к нам?» – с недоумением спросила тогда Людмила Семёновна. «Вдруг он стрелял в меня, дочь!» – ответил старый солдат.
Ветеран дожил до 86 лет. Как считает семья, Семён Никифорович прожил хорошую жизнь, любил людей, дорожил страной. Внучка вспоминает его фирменные вареники, а дочь – удивительную любовь к народной песне…