Росситен и хроники Гофмана
Эрнст Теодор Амадей ГОФМАН, globalmsk.ru
Знаменитый сказочник описывал в своем произведении усадьбу на Куршской косе
Татьяна Жданова
Поселок Росситтен (Рыбачий) увековечен не только в исторических документах, но и в классической немецкой литературе — действие повести Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Майорат» происходит в поселке на берегу Куршского залива
Литературная судьба
В повести Гофмана о смерти, любви, убийствах и призраках Росситтен служит декорацией для запутанной семейной истории. Повесть «Майорат» (1816) основана на юношеских впечатлениях Гофмана, который, будучи студентом-юристом Альбертины, сопровождал своего двоюродного деда (советника юстиции Фётери) в служебных поездках по Восточной Пруссии. Тогда ему и стало известно о фамильных тяжбах по поводу наследования приморской усадьбы Росситтен, которые легли в литературную основу рассказа.
Начинается повествование с угрюмого описания места действия, свойственного жанру готической литературы: «Недалеко от берега Балтийского моря стоит родовой замок баронов фон Р., названный Р...зиттен. Его окрестности суровы и пустынны, лишь кое-где на бездонных зыбучих песках растут одинокие былинки, и вместо парка, который обыкновенно украшает замок, к голым стенам господского дома с береговой стороны примыкает тощий сосновый лес, чей вечно сумрачный убор печалит пестрый наряд весны, и где вместо радостного ликования пробудившихся к новому веселию птичек раздается лишь ужасающее карканье воронов, пронзительные крики чаек, предвестниц бури».
Кстати, первый русский перевод «Майората» появился в журнале «Московский телеграф» в 1830 году и пользовался популярностью у читателей.
Проза жизни
Первое письменное упоминание о поселении Росситтен в подорожных документах Тевтонского ордена относится к 1372 году. До прихода рыцарей на самом широком участке Куршской косы существовало укрепленное прусское поселение. В 1372 году на восточной окраине мыса Тевтонским орденом для контроля дороги в Мемельбург (ныне Клайпеда, Литва) был сооружен деревянно-земляной замок Росситтен. Однако уже около 1422 года замок потерял первоначальное военное значение.
Есть версия, что поселение возникло на месте языческого капища идола Posa. Другие краеведы считают — место получило название от старопрусского слова «rosse» — конь. Так это или нет — доподлинно не известно, но в рыцарских «документах» упоминается, что в 1379 году в Росситтене располагалась небольшая конюшня ордена на 30 лошадей. Вокруг деревни находились сочные пастбища, самые лучшие на косе сельскохозяйственные угодья. Гофман, описывая унылый пейзаж в повести, отмечает: «Но стоит удалиться оттуда (от замка — примеч. редакции) на четверть часа пути, как в природе произойдет внезапная перемена. Словно волшебством перенесены вы на цветущие поля, тучные пажити и нивы». Эти места были благоприятны для жизни, почвы были особыми — их покрывал мергель, здесь выращивали даже пшеницу. А вот сам замок со временем потерял свою стратегическую значимость и со временем разрушился.
Две кирхи
В шестидесятых годах XIX века лютеранская община поселка начала сбор средств на новую кирху, хотя первая кирха в Росситтене упоминается в 1605 году.
Проект кирхи разработал известный прусский архитектор Фридрих Август Штюлер, который, кстати, в 1837 году подготовил один из проектов реконструкции Зимнего дворца в Санкт-Петербурге.
Строительство кирхи в псевдороманском стиле завершилось в 1873 году под руководством архитектора Тишлера. Для культового сооружения архитектура кирхи довольно необычна — здание отличается полукруглой апсидой (примыкающий к основному объему выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом), а также нестандартной колокольней на фронтоне. Здание построено из красного кирпича на белом известковом растворе, имело черную сланцевую крышу и окна из тонкого молочного стекла в чугунных рамах. В апсиде пять оконных проемов были закрыты цветными витражами. Внутреннее убранство было достаточно простым: алтарная часть находилась в апсиде, справа располагалась кафедра. Алтарное изображение XVIII века с изображением распятия было получено в дар от Трагхаймской кирхи Кёнигсберга.
Службы в кирхе Росситтена проводились по лютеранскому обряду. Вплоть до 1550 года Росситтен был главным церковным приходом южной части косы, затем приход перенесли в Кунцен. Однако поселок постигла печальная участь — в 1812 году Кунцен оказался полностью погребен под кочующими дюнами вместе с приходской кирхой. Значительная часть церковной утвари была перевезена в кирху Росситтена. И уже в начале ХХ века в приходской общине насчитывались 965 человек, в основном жителей поселков Росситтен (Рыбачий) и Пилькоппен (Морское).
Фото с сайта Prussia39.ru
Во время Второй мировой войны кирха и дом пастора не пострадали. До 1989 года в здании кирхи в разное время находились мукомольный цех, цех по вязанию рыболовных сетей. В 1991 году здание передали местной православной общине, и сейчас здесь находится православный храм, освященный в честь преподобного Сергия Радонежского.
Постановлением правительства Калининградской области от 23 марта 2007 года №132 кирха получила статус объекта культурного наследия регионального значения.