Пирс, причал и променад
Неизгладимое впечатление на отдыхающих в Кранце производили море и променад
Татьяна Жданова
Кранц, в отличие от других городов Восточной Пруссии, имел особый план застройки. Если центром города считалась торговая площадь, на которой располагались основные административные здания, то на морском курорте главным местом прогулок и общения становился променад.
Слово «променад» французского происхождения и переводится как «прогулка». А вот другое французское слово «моцион» имеет более точное значение – «прогулка с целью отдыха».
В современном значении, особенно для жителей области, променад означает место для пеших прогулок вдоль берега моря. Хотя в этом случае правильно было бы употреблять слово набережная – сооружение, окаймляющее береговую линию моря, реки. Набережная служит для придания берегу правильной формы, его укрепления и предохранения от размыва, для удобного прохода и проезда вдоль берега. Однако мы продолжаем говорить: «Пойдем прогуляемся по променаду»…
Первая линия
За долгое время городская набережная несколько раз меняла свою «внешность». Изначально променад представлял из себя дощатый настил шириной в несколько метров, похожий на деревянный мост на столбах-опорах. На старых фотографиях можно увидеть, как менялись фонари уличного освещения или, например, скамейки для отдыха.
В 1894 году длина променада составляла всего 150 метров, а к 1898 году увеличилась до 400. Эта благоустроенная пешеходная дорога «выпрямляла» неровный силуэт обрывистой береговой линии. К 1902 году длина променада была уже 700 метров, он соединял мужскую и женскую купальни, расположенные на разных концах морского пляжа.
В любую погоду находились желающие совершить морскую прогулку
После сильных штормов, когда ураганные ветра и бушующее море разрушали деревянные настилы, набережную восстанавливали, каждый раз привнося что-то новое.
Свой узнаваемый стиль променад приобрёл после Первой мировой войны. В «Иллюстрированном путеводителе по Кёнигсбергу и окрестностям», опубликованном в 1914 году, указано, что ширина приморского прогулочного пути составляет пять метров, а его длина — один километр.
Застройка береговой линии тоже осуществлялась постепенно, со временем сформировался узнаваемый архитектурный ряд.
Морской «причал»
Процессу популяризации морского курорта Кранца способствовали многочисленные открытки и фотографии, на которых запечатлён променад. Именно по этим визуальным свидетельствам можно проследить эволюцию курортной набережной.
На фотографиях видно, что непосредственно на променад раньше можно было выйти по отдельным деревянным настилам, впрочем, как и спуститься с променада к морю.
По деревянным настилам выходили на променад и спускались на пляж
Променад постоянно технически совершенствовали, взять хотя бы вечернее освещение. Из-за сильных ветров и большой влажности работам по освещению променада уделялось особое внимание. Изначально там стояли газовые фонари на изящных кованых столбах, затем появилось электрическое освещение. На некоторых более поздних фотографиях можно увидеть, что в сильный ветер плафоны фонарей «укутывали» тканью, тем самым уберегали их от поломки.
Ступенчатый пирс на побережье
Деревянный променад был разноуровневый, это было связано с неровной поверхностью береговой линии. С центральной части надо было спуститься по ступенькам и можно было дальше продолжать свой моцион. Ступеньки располагались около знакового курортного сооружения – пирса. Это место было особенно любимо отдыхающими.
Раз – ступенька, два – ступенька
Первоначально пирс имел ступенчатую конструкцию, но это было не очень удобно, потому что сильные волны постоянно подтапливали его, а морские брызги доставляли отдыхающим определённый дискомфорт.
Со временем пирс перестроили и установили деревянный настил на высоких сваях, оборудовали с одной стороны причальные места. Именно сюда подходили прогулочные лодки, чтобы забрать или, наоборот, высадить отдыхающих. Отдельным видом отдыха долгое время оставались морские прогулки на рыбацких лодках.
Пирс предназначался не только для прогулок, но и для отдыха курортной публики. Для удобства на пирсе были установлены скамейки, на которых так любили сидеть отдыхающие и любоваться морскими красотами.
На старых фотографиях с изображением пирса есть подписи, например «Seeteg» (нем. – «пристань») и «Seebrücke» (нем. – «пирс»). Чтобы не было путаницы, надо понимать, что пирс отличается от причала своим расположением: он не «лежит» вдоль побережья, а располагается перпендикулярно береговой линии, тогда как причал примыкает непосредственно к берегу.
В советское время старый пирс был взорван и разобран. Новое сооружение было построено в 2012 году, но его месторасположение не соответствует историческим «координатам».
По обе стороны
В 2022 году разгорелись нешуточные страсти по поводу использования пирса рыбаками и отдыхающими. Газета «Волна» тогда предложила читателям высказать своё мнение по поводу того, стоит ли ограничивать рыбакам возможность стоять с удочками на одной из основных городских достопримечательностей – городском пирсе. Было получено около двухсот откликов.
В результате власти муниципалитета определились с правилами посещения городского пирса. Нашли компромисс, где каждая заинтересованная сторона должна придерживаться определённых правил.
Была нанесена пунктирная линия, которая разделила пополам смотровую площадку сооружения – на левой стороне (она обозначена значком «рыба») можно рыбачить, на правой с видом на колесо обозрения и море (значок «фотоаппарат») можно фотографироваться.
Велосипеды и отдыхающие, и любители рыбной ловли должны оставлять за пределами пирса на велопарковке (она находится слева).
Всех без исключения посетителей пирса просят сохранять чистоту, рыбаков – не разделывать рыбу на деревянном настиле и перилах, очищать триплексное ограждение и аккуратно забрасывать снасти, чтобы не причинить вреда окружающим. Отдыхающих – выбрасывать мусор в урны, которые установят в начале гидротехнического сооружения.