Велосипедисты и пешеходы: кто прав, кто виноват?
Большой популярностью у горожан и гостей курорта пользуются велосипеды и самокаты, но далеко не всегда пешеходам и велосипедистам удается поделить дорогу, и это становится поводом для конфликтных ситуаций. Велосипедисты делают замечание пешеходам, которые беззаботно прогуливаются прямо по велодорожке. Пешеходы в свою очередь негативно реагируют на обилие велотранспорта, на котором нередко двигаются с повышенной скоростью по Курортному проспекту и тротуарам, а иногда даже позволяют себе экстремальные трюки при интенсивном пешеходном потоке.
Сбили на тротуаре
В редакцию пришла 77-летняя местная жительница Елена Николаевна Котикова, которую велосипед сбил на тротуаре прямо около дома. Пенсионерка отправилась вынести мусор, попала под колеса велосипеда и получила травмы...
«Это случилось на пересечении улиц Ленина и Толстого, — рассказала Елена Николаевна. — Навстречу мне по тротуару ехала женщина на велосипеде, я отошла на шаг в сторону, чтобы она проехала, а в это время меня сбил другой велосипедист, который двигался позади меня. Велосипедист даже не извинился и быстро покинул место происшествия. Я получила травмы и теперь с трудом могу ходить».
По мнению нашей читательницы, в городе складывается неблагоприятная обстановка с велосипедами и электросамокатами. «По Курортному проспекту и по променаду, по тротуарам невозможно нормально гулять — люди несутся на бешеной скорости на этом транспорте. Почему этот вопрос не отрегулирован? Какие меры принимаются для того, чтобы предотвратить несчастные случаи? Где могут двигаться велосипеды и самокаты по Правилам дорожного движения?» — задается вопросами Елена Николаевна. Сама она высказывается по этому вопросу категорично: «Курортный проспект и променад — место для пеших прогулок, и здесь необходимо запретить использование такого транспорта, как велосипеды и электросамокаты».
Дополнительные меры
Вопрос о дополнительных мерах безопасности в велоинфраструктуре города поднимался на аппаратном совещании в администрации округа. Поводом для обсуждения стал недавний инцидент на променаде — под колеса велосипеда попала 5-летняя девочка, которая выбежала на велодорожку в районе бювета. Глава администрации округа Сергей Кошевой дал ответственным сотрудникам несколько поручений. В том числе — направить обращение в министерство развития инфраструктуры области и подрядчику строительства велодорожки, чтобы они, наконец, нанесли предусмотренную проектом разметку для пешеходных переходов, а также предусмотреть дополнительные меры — запустить аудиоролик с предупреждением об ограничении скорости на велодорожке до 15 км в час и установить соответствующие знаки.
Настоящее транспортное средство
С просьбой в очередной раз разъяснить нашим читателям правила для велосипедистов мы обратились в местное отделение Госавтоинспекции. Нам пришел официальный ответ от начальника ОГИБДД по Зеленоградскому району Александра Анатольевича Денисова.
Велосипед — это самое настоящее транспортное средство, только без двигателя. Велосипедист, как водитель транспортного средства, при движении по городу должен соблюдать Правила дорожного движения и помнить об ответственности, лежащей на нем.
В соответствии с ПДД движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной и велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов. Однако допускается движение велосипедистов по правому краю проезжей части в следующих случаях:
— отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним,
— габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м;
— движение велосипедистов осуществляется в колоннах;
по обочине:
— в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части;
по тротуару или пешеходной дорожке, в случае если:
— отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;
— велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до семи лет либо перевозит ребенка в возрасте до семи лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.
При движении по правому краю проезжей части, велосипедисты должны двигаться только в один ряд. Допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м. При движении велосипедистов в колонне, она должна быть разделена на группы по десять велосипедистов или на группы по 10 пар в случае двухрядного движения. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 — 100 м.
Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения других людей, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными ПДД для пешеходов.
Даже подросток, которому уже исполнилось 14 лет, должен обладать хорошими навыками вождения велосипедом, знать Правила дорожного движения для велосипедистов, иметь исправный велосипед, средства защиты (шлем, наколенники и налокотники) и обладать достаточными психофизиологическими качествами для самостоятельных поездок в городских условиях.
Движение велосипедистов, не достигших возраста 14 лет, должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон (во дворе, на стадионе, пришкольной территории, в парке либо на специальных площадках, где нет движения автомототранспорта).
Велосипедистам запрещается:
— управлять велосипедом, не держась за руль хотя бы одной рукой (разговаривать по мобильному телефону и т.п.);
— перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
— перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
— перевозить детей до семи лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
— пересекать дорогу (проезжую часть) по пешеходным переходам (следует доехать до пешеходного перехода, спешиться с велосипеда, перейти дорогу по «зебре» (пешеходному переходу) с соблюдением всех норм и правил безопасности, и только после этого вновь продолжить движение на велосипеде);
— буксировка велосипедов, а также буксировка велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом.
Необходимо помнить, что велосипедист является равноправным участником дорожного движения и о своем намерении совершить маневр поворота следует предупреждать других участников дорожного движения заблаговременно, поднятой в сторону рукой (правой или левой, в зависимости от того, в какую сторону поворачивать), а об остановке — рукой, поднятой вверх.
В темное время суток и в условиях недостаточной видимости на велосипеде должны быть установлены световозвращатели, белого цвета спереди и красного — сзади.
Любителям двухколесного транспорта стоит помнить, что любые метеорологические изменения оказывают влияние на участников дорожного движения и на дорожную ситуацию. Во время неблагоприятных погодных условий рекомендуется отказаться от езды на двухколесном транспорте.
Если внимательно прочесть правила, становится понятным: велосипедист не имеет права ехать по тротуарам, если он мешает пешеходам. Он обязан спешиться и катить велосипед рядом. Именно так должны двигаться велосипедисты по тротуарам Зеленоградска и пешеходному Курортному проспекту, если они мешают прогуливающимся горожанами и туристам.
Стоит также отметить, что аудиоролики, призывающие и велосипедистов, и пешеходов соблюдать Правила дорожного движения, транслируются регулярно на променаде. Однако проблема не в последнюю очередь возникает из-за того, что пешеходы игнорируют правила и выходят на велодорожку прямо под колеса велосипедов, а велосипедисты двигаются со скоростью, которая не позволяет предотвратить наезд на внезапно вышедшего перед ними пешехода. И запретами проблему вряд ли решить. Помогут культура и взаимовежливость.