Страховка банковской карты: стоит ли её оформлять
Изображение от Freepik
Сегодня банковские карты имеют достаточно высокую степень защиты, однако криминальная статистика печальна: число случаев хищений с них денег по-прежнему велико. Мошенники применяют методы социальной инженерии, вводят хозяина в заблуждение, и он сам отправляет свои деньги.
Можно ли вернуть похищенное, разберёмся с экспертами Регионального центра финансовой грамотности.
Вернуть деньги по закону можно, однако только если хозяин карты не передавал мошеннику персональные данные: пин-коды и CVV|CVC, код из СМС/push или не совершал иные действия по предоставлению доступа к счету.
Чтобы вернуть деньги, важно доказать, что присутствовала вина банка, а не клиента.
Чтобы обезопасить банковский счёт, менеджеры кредитных организаций часто предлагают приобрести страховку карт. Как правило, страховка работает как подписка на услугу: пока платишь ежемесячный платеж, ты застрахован, после завершения платы страхование не работает. Существуют страховые полисы с оплатой страхового вознаграждения сразу за обозначенный период (например, на год).
Перечень рисков по данным страховым продуктам, как правило, примерно одинаковый:
– кража/потеря банковской карты (когда карта физически у злоумышленника и он ей воспользовался);
– похищение средств при помощи технических устройств (например, скиммера- накладки на клавиатуру банкомата, считывающего пин-код во время снятия наличных);
– потеря денег в результате оплаты на фишинговом сайте, а также в случае деятельности вредоносного/вирусного программного обеспечения, взлома и в случае несанкционированного доступа к средствам по незащищённому Wi-Fi;
– в случае грабежа или разбойного нападения (когда отобрали деньги после получения их в банкомате в течение 12 (иногда 48) часов после снятия со счёта).
Изучите условия!
Как и при оформлении любого договора, перед тем, как подписать документ и согласиться на страховку, важно внимательно изучить условия: перечень рисков и способы подтверждения страхового события, а также размер выплаты по разным обстоятельствам страхового события. Например, банк может уменьшить страховую выплату при снятии владельцем карты денег в банкомате ночью.
Владелец банковской карты должен помнить правила безопасности! Безответственное хранение пин-кода, передача его третьим лицам, несвоевременное сообщение о страховом событии, самостоятельное перечисление денег мошенникам, как правило, являются нарушением договора страхования и будут причиной отказа в страховом возмещении.
Поэтому наличие страховки не повод терять здравомыслие и пренебрегать базовыми правилами финансовой безопасности.
Нужно ли приобретать страховку карты? Вопрос неоднозначный. Закон и так защищает владельцев банковских карт, а вот от мошеннических действий «социальных инженеров» страховка не защитит. Получить страховое возмещение вряд ли получится, если владелец карты самостоятельно провёл операцию.
При этом нельзя сказать, что страхование банковских карт – ненужный продукт. Ведь существуют виды мошенничества, связанные со списанием средств без ведома и помощи владельца.
Ещё в апреле 2022 года Банк России опубликовал обращение к кредитным организациям, в котором рекомендует при выявлении нетипичных операций по картам и счетам временно приостанавливать дистанционный доступ к управлению счётом для усложнения вывода этих денег мошенниками и повышения возможности их возврата владельцу счёта. Клиент при этом должен уведомляться о причине приостановки, а возобновление операций происходит после личного обращения клиента в банк.
Материал подготовлен в рамках программы Министерства финансов «Эффективные финансы». Дополнительная информация — по телефону горячей линии по вопросам финансовой грамотности (звонок бесплатный): 8-800-555-85-39 или на сайте fingram39.ru.