Попался на удочку мошенника: что предпринять
Мошенники заставили вас перевести деньги на «безопасный счёт» или убедили установить программу удалённого доступа либо раскрыть данные банковской карты? Главное – не паникуйте, теперь важно предпринять определённые действия, чтобы не лишиться полностью своих накоплений. Эксперты регионального центра финансовой грамотности раскрыли алгоритм действия в случае получения мошенниками доступа к финансам жертвы.
Сегодня даже самый финансово подкованный человек может спасовать перед ловкими трюками телефонных аферистов. Методы социальной инженерии в наложении на стресс, трудную жизненную ситуацию, нестабильность в экономике, к сожалению, играют на руку мошенникам. Всё ещё актуальными остаются и звонки якобы из «банка», «правоохранительных органов», заманчивые предложения «выигрышей» либо устройства на работу, появляются и совсем новые предлоги: запугивание со стороны «военкоматов» или финансирование терроризма и пр.
Вас убедили мошенники перевести деньги на «безопасный счёт»
В этой ситуации сотрудники банка уже вряд ли помогут – необходимо как можно быстрее подать заявление в правоохранительные органы. Заявление в полицию можно написать лично либо онлайн на сайте МВД через страницу управления в своём регионе. Важно как можно подробнее раскрыть детали произошедшего: сколько денег и за что вы перечислили (стоит приложить банковские выписки о переводах).
После стоит обратиться в банк и рассказать о действиях мошенников. Ваше обращение может помочь другим людям не стать жертвами аферистов. Чем больше жалоб поступит на счёт мошенника, тем быстрее их реквизиты окажутся в специальной базе Банка России, к которой имеют доступ все банки.
Вам позвонили мошенники и убедили раскрыть данные банковской карты
Если вы не сразу поняли, что на другом конце провода мошенники и передали данные своего «пластика» посторонним – необходимо в самые короткие сроки заблокировать карту!
Быстро и удобно это можно сделать через мобильное приложение банка. Кстати, стоит уже сейчас поискать в приложении эту опцию, чтобы в случае необходимости не терять время на поиски нужной кнопки. Также можно просто позвонить на горячую линию вашего банка (телефон можно найти на оборотной стороне карты либо на официальном сайте банка). В этом случае надо быть готовым назвать паспортные данные, кодовое слово или код из СМС-сообщения, которое он вам вышлет.
Вас убедили установить на телефон приложение с удалённым доступом
Установка приложения для удалённого доступа даёт мошеннику полный контроль над вашим устройством. Таким образом он может попасть, например, в мобильный банк и получить возможность опустошить все ваши счета за считаные минуты. Поэтому опять же действовать надо как можно скорее!
– Попробовать как можно скорее заблокировать доступ к своему устройству!
– Позвонить в банк на горячую линию, чтобы заблокировать движение средств по счетам.
– Смените все пароли, особенно входа в мобильный банк.
– Обратитесь в отделение банка с заявлением на возврат незаконно списанных средств. Сделать это необходимо в течение суток. Может возникнуть ситуация, когда средства уже списаны со счета клиента, но ещё не зачислены на счёт мошенников. По закону у банков есть три дня для проведения транзакций. И если банк поторопить, то транзакцию можно аннулировать и вернуть деньги безболезненно.
– Напишите заявление в полицию!
Помните, что банки не обязаны возвращать деньги, если клиент нарушил правила обслуживания и сам передал третьим лицам пароли, коды подтверждения и прочие данные, которые позволили мошенникам украсть деньги со счетов. Такие переводы будут считаться добровольными, и банк не будет списывать средства со счёта получателя. Банки не имеют права вмешиваться в договорные отношения клиентов.
Материал подготовлен в рамках программы Министерства финансов «Эффективные финансы». Дополнительная информация — по телефону горячей линии по вопросам финансовой грамотности (звонок бесплатный): 8-800-555-85-39 или на сайте fingram39.ru.