О ремонте общедомового имущества

Как навести порядок в подъезде многоквартирного дома
После завершения отопительного сезона в весенне-летний период управляющие компании (ТСЖ/обслуживающая организация) должны проводить ремонтные работы. Причем оценку необходимости проведения планового ремонта они должны проводить без напоминания от собственников жилья.
Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 установлены Правила эксплуатации жилого фонда, которые в ходе осмотра дома и придомовой территории весной обязывают управляющую компанию:
- инструктировать нанимателей, арендаторов и собственников жилых помещений о порядке их содержания и эксплуатации инженерного оборудования и правилах пожарной безопасности (п. 2.1);
- проводить осмотр здания в целом, включая конструкции, инженерное оборудование и внешнее благоустройство (п. 2.1.1);
- на основе результатов осмотра составлять план-график подготовки жилищного фонда и его инженерного оборудования к эксплуатации в зимних условиях (п. 2.6.4);
- составлять перечень недостатков системы вентиляции, подлежащих устранению во время ремонта жилого дома (п. 5.7.11).
Согласно нормативному акту, после проведения осмотра в течение месяца (п. 2.1.5) должен быть составлен перечень мероприятий и установлен объём работ. В том числе - необходимых для подготовки здания и его инженерного оборудования к эксплуатации на следующий год и в отопительный период.
Если УК не делает ремонт
Содержание подъезда входит в обязательный перечень работ, которые должны исполняться обслуживающими организациями. Ежемесячно жильцы получают квитанции, в которых указана графа «содержание жилого фонда» - сюда как раз и входит ремонт имущества. Жильцы таким образом авансируют ремонтные работы в подъезде.
В соответствии с п. 3.2.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда управляющая компания обязана проводить ремонт в подъезде один раз в 3 или 5 лет (в зависимости от типа здания и физического износа). Ремонт может проводиться и чаще, но уже только по желанию собственников, оформленном протоколом общего собрания.
Если УК отказывается производить ремонт, ссылаясь на отсутствие такого обязательства в договоре управления МКД, такой отказ неправомерен. УК обязана выполнять подобные работы вне зависимости от того, есть ли в договоре условия об этом или нет.
Как отремонтировать подъезд?
Для этого необходимо направить в управляющую организацию претензию. Сделать это может один или несколько жильцов дома. Подать заявление можно по почте (с описью вложения) или лично в офис УК, в этом случае необходимо получить отметку о вручении на втором экземпляре, а также через платформу ГИС ЖКХ. Вход в Личный кабинет ГИС ЖКХ осуществляется по подтверждённой учётной записи портала «Госуслуги». Так у вас будет подтверждение получения претензии, информация о сроке и результате её рассмотрения. Срок ответа на любое обращение составляет 30 календарных дней.
Если ремонт в подъезде не осуществляется более 5 лет, одновременно можно направить жалобу в Департамент государственного жилищного и строительного надзора.
Можно это сделать удалённо через портал «Госуслуги». В жалобе необходимо указать на требование провести проверку в отношении управляющей компании. К претензии можно приложить договор с УК, фотографии подъезда и придомовой территории. Важно отметить в жалобе факты ненадлежащей подготовки к следующему зимнему сезону, а именно, какие недочеты могут угрожать безопасности жильцов и являться причиной теплопотерь зимой. Управляющей организации будет сложно оспаривать необходимость таких работ, в том числе в суде.
Если УК приступила к работам, жильцам стоит следить за ходом и качеством работ. Если рабочие не вывозят строительный мусор, не произвели уборку по окончании – нужно подавать жалобу в УК.
Материал подготовлен в рамках программы Министерства финансов «Повышение уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области». Дополнительная информация — по телефону «горячей линии» по вопросам финансовой грамотности (звонок бесплатный) 8-800-555-85-39 или на сайте fingram39.ru.