Владимир Иванович и Раиса Васильевна Терёхины

Балтийск

Владимир Иванович и Раиса Васильевна Терёхины, 2020 год

Супруги Терёхины рассказали о войне, мире и труде и о том, как Балтийск стал для них родным городом.

Владимир Иванович Терёхин – один из ветеранов 33 судоремонтного завода. И он не просто старожил предприятия – за долгую трудовую жизнь в его трудовой книжке 146 поощрений! Рационализатор, мастер механического участка, он и сегодня переживает за судьбу СРЗ. Руководство и коллектив его не обходят вниманием – приглашают на праздники, поздравляют с днём рождения, Днём Победы…


Вместе с супругой Раисой Васильевной они живут в Балтийске много-много лет, пусть и с небольшим перерывом. И мало кто знает, какая судьба выпала на долю этих замечательных, добрых и проницательных людей.

«Мне недавно исполнилось 89 лет. Сами понимаете, что это не лучшее время для написания мемуаров. А ещё говорят, что в природе за месяц до и после дня рождения приходит какое-то обострение здоровья. Что-то подобное происходит и со мной», – рассказывает Владимир Иванович, когда речь идёт о его долгой и насыщенной жизни. Раиса Васильевна вторит супругу – да, говорит, здоровье уже подводит, но мы не расстраиваемся.


Война

Для Владимира Ивановича, по его признанию, всё было как вчера. Больше 70 лет прошло, а как врезалось в память.

Единственная фотография отца Владимира Ивановича

«Страшную весть привезли колхозники с районного базара. Воскресенье, радио в посёлке не было. А через неделю отец уже был призван. Совсем недавно в военкомате я узнал, что на войне он был связистом. Представьте себе, председатель колхоза – связист. Это же один в поле воин! И хватило его, наверное, на одну неделю войны. Началась безотцовщина. Нас у матери уже было трое, четвёртый ребёнок родился в августе 1941 года, – вспоминает ветеран. Лучших людей и коней забрали на фронт. Вчерашние мальчишки 14–15 лет сразу превратились в колхозников. Молодёжь восприняла всё очень серьёзно, она как-то приосанилась, повзрослела. Никаких жалоб и хныканья. Вспоминаю случай со мной в 45-м году: бороновал поле на молодой лошади, ещё мало объезженной. Работа шла нормально, лошадь хорошо слушалась – одно удовольствие. И вдруг стало темно. Я-то понял, что это полное затмение солнца, но лошади не объяснишь. Она перепугалась, бросила работу и пустилась бежать прямо с бороной к себе в сарай – а это больше километра! Борона по дороге прыгает, а я бегу за ними. Слава богу, обошлось всё нормально. Только через 20 минут лошадь успокоилась, когда прибежала к себе в сарай. Такое не забывается…»

За работу в военное время Владимир Иванович получил почётное звание труженика тыла. Раиса Васильевна моложе супруга на семь лет, потому помнит только конец Великой Отечественной: «У нас было большое село – 100 с лишним домов. И все собрались у колодца, стреляют… Кто плачет, кто радуется, кто на гармошке играет. А откуда новость пришла – не знаю. Война унесла многих. У меня папа воевал с самого начала, и ещё потом с Западного фронта его перебросили к Японии, поэтому домой он пришёл только в 1946 году. Раненый, но, слава богу, живой.


Приехал в отпуск и остался

Владимир Терёхин, уроженец посёлка Гуськое Нижегородской области, обосновался в Балтийске в 1950 году.

«Моя тётя завербовалась по организованному набору, она здесь получила кое-какую квартиру, а моя мама приехала к ней. В то время я учился в ремесленном училище в Выксе, там его и окончил. Проработал два года, а потом приехал к матери в отпуск и остался. Отпуск затянулся на всю жизнь!»

Молодой специалист сразу по приезде устроился работать на судоремонтный завод. Токарь по специальности, поначалу он попал на должность помощника кузнеца: не было свободных мест. И только через два месяца перевёлся в механический цех. А потом ушёл служить в армию – на Северный флот.

«Я служил в морской авиации радистом-кодировщиком и специалистом метеослужбы. Получилось так, что на четвёртом году Хрущёв сократил время службы и морякам, и авиаторам до трёх лет. Поэтому я прослужил примерно три с половиной года», – рассказывает Владимир Иванович.

Происходили в то время с ним и интереснейшие истории.

«Случилось мне повстречаться с отцом атомной бомбы Курчатовым в ноябре 55-го года. Проводилось испытание на Новой Земле. Курчатов им руководил. Прибежал к нам на метеостанцию как-то расстроенный человек: с испытанием что-то не складывалось. Ветер дул не в ту сторону, и была угроза переноса, а это недопустимо, потому что в районе взрыва были расставлены списанные корабли. Но всё обошлось, и потом по фотографии я понял, что это был именно Курчатов!» – вспоминает Владимир Иванович.

Молодая семья Терёхиных

Чета Терёхиных вместе уже 63 года. Поженились они в Нижегородской области, куда Владимир приехал в отпуск к родственникам.

«Его дядя жил от нас через два дома, и наши семьи дружили, – рассказывает Раиса Васильевна и улыбается: воспоминания о тех годах ярки, как будто всё было вчера. – В один из дней все сидели на лавочке, разговаривали. Его дядя подозвал меня, а он в окно смотрел, вот и присмотрелся. Так и не познакомились. А вот чуть позже пошли гулять за речку – нас было две девочки и Володя. Пошёл дождь. Моя подружка ушла, а мы дальше гуляли. И вот до сих пор гуляем».

Шёл июнь 1957 года. Владимир уехал домой, молодые стали переписываться. А спустя восемь месяцев поженились, и Рая сразу перебрались в Балтийск.

«Ей только 18 лет стукнуло, и я на другой день Раису замуж позвал», – смеётся Владимир Иванович. Супруга смущается, мол, ну что ты говоришь такое? Молодая семья поселилась на улице Штурманской, в общей квартире.

«У нас было две комнаты, и жило нас много. Мы двое, наш малыш, младшая сестра с матерью и тётя – инвалид без ног. Пожив так, мы уехали в Свердловск, – рассказывает Раиса Васильевна. – Наверное, сказались стеснённые условия жизни. Там окончила торговый техникум, работала и продавцом, и завотделом, и заведующей магазином. Там родился второй ребёнок в 1972 году.


Родной завод

Съездив в очередной отпуск из Свердловска в Балтийск, Владимир Иванович, как рассказал он сам, пошёл на завод сделать набойки к туфлям для супруги. Поговорил с начальником цеха, и ему пообещали, что дадут трёхкомнатную квартиру в заводском доме на Ушакова, 13, он как раз достраивался. Раиса переезжать обратно не хотела, но супруг уговорил, да и условия показались вполне привлекательными.

«В результате с трёхкомнатной квартирой не получилось, и пришлось согласиться на двухкомнатную, – вспоминает то время Владимир Терёхин. – Гораздо позже нам удалось обменяться на трёхкомнатную».

Вернувшись на завод, Владимир Иванович проработал там почти до 80 лет. Долгое время был бригадиром – мастером механического участка. За работу там получил 146 поощрений. Кроме того, занимался общественной работой: был секретарём парторганизации цеха, членом парткома завода, членом горкома, депутатом.

«Я был рационализатором, – рассказывает ветеран. – Делали мы в одно время сетки для кроватей – слесарь загибал крючки, а мы натягивали на них панцирь. Я решил автоматизировать процесс, придумал полуавтомат для непрерывной подачи материала, он отрезал и отбрасывал проволоку. Получив за это деньги, сразу купил швейную машинку: хотел сделать жене приятное. Та машинка до сих пор работает».


У Владимира Ивановича самые тёплые воспоминания о заводе и его коллективе – немудрено, ведь предприятие за столько лет стало для него родным.

На прощание, показывая семейные фотографии, Раиса Васильевна рассказала о шахматных столах в гимназии №7. Наверное, их видели многие – большие, основательные, с красивыми фигурами. Эти столы тоже сделал Владимир Иванович на заводе и подарил гимназии, тогда ещё школе, вместе с коллегой – Екатериной Васильевной Гатилиной. Вообще таких столов было три, часть из них стояла прямо в цеху, и заводчане часто играли в шахматы.

Вот он, яркий пример героического трудового поколения, которое не боится трудностей и идёт по жизни с гордо поднятой головой и с уважением к людям, к труду, к городу, в котором они живут. И пусть сегодня годы уже дают о себе знать, опыт таких людей, как Владимир Иванович и Раиса Васильевна Терёхины, мы должны перенять во что бы то ни стало.


«Вестник Балтийска»