Мария Антоновна Круткова

Гусевский округ

001.jpg

26 августа 1946 года в Гумбиннен (ныне город Гусев) из Орловской области прибыла семья Антона и Анисии Щетининых. Точнее, приехали отец, мать и два брата Марии, а она родилась спустя 7 дней после того, как семью по приезде распределили в посёлок Кромы.

«Всего нас у мамы могло быть девять детей, но двое умерли в самом начале войны, – рассказывает Мария Антоновна Щетинина (ныне Круткова).

В свидетельстве о рождении Марии в графе «место рождения» был указан город Гумбиннен, так как до официального присвоения немецкому городу имени Героя Советского Союза Сергея Ивановича Гусева ещё было 4 дня. Мария Щетинина – одна из первых детей первых переселенцев, приехавших на территорию бывшей Восточной Пруссии. Только когда Мария уже училась в Гусевском сельскохозяйственном техникуме, при получении паспорта ей написали город Гусев. Но всю жизнь жила, училась, а потом и работала в посёлке Краснополье.

 

Докатилась война...

До войны семья Щетининых жила в одной из деревень Орловской области. Когда фашисты напали на Советский Союз, в семье Щетининых уже было четверо детей. Отца призвали на фронт.

«А мама отправилась в Ростов к сестре, – рассказывает Мария Антоновна. – Мужа сестры отправили вместе с заводом, которым он руководил, на Урал. Война докатилась и до тех мест. От страшного воя сирен во время бомбёжки умерли двое младших детей. Мама рассказывала, что тогда по Ростову много маленьких гробиков везли».

Вскоре Анисия Щетинина решила вернуться в Орловскую область. Вместе с двумя старшими детьми она шла пешком. Иногда их подвозили, кто-то подкармливал.

«Когда она рассказывала нам всё, что видела – волосы дыбом вставали, – вспоминает Мария Антоновна. – Как-то шла мимо лагеря военнопленных, и полуживые наши солдаты тянули сквозь колючую проволоку руки, просили пить и есть».


«Одному она протянула кусочек хлеба. Охранявший пленных немец увидел и, подбежав, попытался ударить её прикладом винтовки по голове. В этот момент на руках у неё сидел брат, он попал по его голове. С тех пор он плохо слышал».

Мама Марии добралась до родной деревни. Почти все дома были целыми, а вот дом Щетининых разбомбили. Анисия поселилась у брата. В тесноте да не в обиде. Мужики-то были на фронте. После окончания войны семья приняла решение ехать на запад.

 

Новая жизнь

«Жили родители, как и все, тяжело, – продолжает Мария Антоновна, – отец работал по нарядам. Восстанавливали посёлки после войны. Техники не было, так они в лесу валили деревья и лошадьми вытаскивали бревна. Мы были детьми, как могли, помогали».

Вскоре Мария Щетинина пошла в первый класс. Школа была тогда ещё в самом посёлке.

«Первая учительница моя была Мария Васильевна Кержакова, – вспоминает наша собеседница. – Тётка такая интересная. Любила нас. Все жили тогда плохо. Так вот, возьмёт она из дома сахара, конфет-то не было тогда, чай заварит на нас всех и угощает. У многих в семьях не то что сахара, чая порой не было».

Потом Мария пошла в школу в посёлке Приозёрное, где училась до 7 класса. С такой же теплотой она вспоминает и учителей этой школы.

«Это Нина Михайловна Владимирова, которая преподавала у нас географию, химию, ботанику и биологию. Роза Андреевна Литовченко была директором, – говорит Мария Антоновна, – и вы знаете, какие они были? Они ходили по посёлкам, по хуторам к каждому ученику домой. Про каждого всё рассказывали, чтобы родители знали, как учатся их дети, как себя ведут. И учителей мы любили и уважали. Всегда с радостью помогали им по хозяйству. Кстати, Нина Михайловна ещё и моих мальчишек учила. Бывало, придём на собрание, она никогда плохого ничего не скажет при всех родителях про детей. Потом уже, после, позовёт каждого родителя отдельно и поговорит. Как у неё столько информации умещалось».

 

Если бы не дети...

После семилетки Мария Щетинина год училась в школе №1 в Гусеве, а потом поступила в сельскохозяйственный техникум. После окончания два года по направлению отработала в Гвардейском районе ветеринаром.

«Потом вернулась в родной посёлок и пошла на работу в колхоз «Путь Ленина», – рассказывает Мария Антоновна, – где проработала 37 лет. Вот видите, пальцы какие. Ужас. Это мужская работа. Ну а куда было деваться?»

У Марии Антоновны трое детей, трое мальчишек.

«Если бы не дети, я бы не выжила, – говорит она. – Они у меня всё умеют по дому делать. Я ведь с утра до поздней ночи на работе. Я, наверное, дней и ночей на фермах больше провела, чем дома с детьми. С детьми, когда они были маленькими, соседки помогали, муж-то тоже на работе постоянно. Или брала их с собой по фермам. Пока занималась коровами, водители за ними присматривали. Так они у меня сызмальства на хозяйстве. И по дому помогали, и учились хорошо. А когда страна развалилась, когда при Ельцине мы семь лет зарплату не получали, они подрабатывать ходили. Они меня и спасли, а так спилась бы, наверное», – улыбается наша собеседница.

Сейчас Мария Антоновна Круткова с мужем так и живут в Краснополье. По выходным к ним дети с внуками приезжают. Их у четы Крутковых пять. «Я сама всё делаю. И готовлю, и убираюсь. На огороде с мужем работаем. Наверное, в отца пошла, он у нас шустрый был. На гармони играл», – говорит она.

Так и живёт ровесница Калининградской области Мария Антоновна Круткова. Пообщавшись с ней, и сам заряжаешься энергией и позитивом.

 

«За доблестный труд»