Антонина Ивановна Чуйко
Гурьевский округ
Антонина Ивановна
Родилась Тоня 21 апреля 1932 года в селе Рождественское Кировской области. Младшая дочь в многодетной семье Петропавловских.
В 1942-м отца призвали на оборонный завод в Кирове. Там делали оружие для фронта. Перед отъездом папа напилил и крупно нарубил для семьи большое количество дров. После его ухода мама внезапно заболела. Её, парализованную, повезли в районную больницу. Но там ничем не помогли – не было нужных медикаментов.
К десяти годам девочка уже работала в поле. Дома сама топила печь, вела хозяйство. С коровой пришлось расстаться: не смогла с ней совладать. Утром маму накормит – и в школу за пять километров по морозу.
Соседка каждый день давала по стакану молока, «и это была радость». Так они и выживали. Постепенно поставила на ноги маму. Спасала её девочка муравьиным спиртом, который сама же предварительно выпаривала в печке. Мазала бесчувственные ноги, давала маме понемногу. В 43-м мама снова начала ходить.
Пешком до Гвардейска
В 45-м вернулся отец, а брата Ивана семья ещё долго не видела. Перед войной он поступил в военное училище, дошёл до Кёнигсберга. Майор Петропавловский остался служить в Гвардейске. В отпуск выбрался в 47-м. Хотел Тоню взять к себе, но мама дала ей добро на отъезд только в следующий приезд Ивана. До этого Тоня с родителями работала в колхозе: полола озимые, сено косила, складывая его в копна. В 49-м получила вызов от брата. До железной дороги – 200 километров. Ноябрь месяц, это -20. Родные завернули 17-летнюю девушку в тулуп, дали в дорогу кусок хлеба. Добиралась на молоковозе. Спасибо, знакомый взялся подвезти. И вот долгожданный вокзал. Знакомый ей помог купить билет на поезд «Киров – Москва».
Ехала на третьей полке битком набитого общего вагона. С места так ни разу и не слезла – до того боязно было. Немного меньше суток – и столица. Перешла с Казанского вокзала на Белорусский – и в Калининград. На рассвете – остановка. Думала, что Гвардейск, и вышла. Оказалось, это Знаменск. Через две минуты поезд тронулся, а девушка осталась на перроне.
В кармане ни рубля, а до брата 18 километров. Ей сказали идти вдоль железной дороги – к утру доберётся. Дошла до места назначения: «Город весь разбит и расколочен».
У брата приняли Тоню радушно, откормили. Хлеб чёрный – сколько пожелаешь. Спасали военные пайки Ивана: каши, куриное, говяжье мясо, картофель.
Вскоре девушка пошла работать почтальоном. Через неделю смышленую Тоню «повысили», посадив на кассу принимать переводы.
С пистолетом на правом боку
В августе 1950-го она встретила свою любовь в лице прошедшего войну до самого Берлина Андрея Чуйко. Он работал техником на радиоузле. Каждый день провожал её до дома. В 52-м сыграли свадьбу.
И вот Тоня уже главный кассир. Носила в банк деньги без сопровождения инкассатора. В правой руке – баул с наличкой, в левой – дочь, которую в шесть вечера она забирала из детского сада. На правом боку – заряженный пистолет. Тоня отлично стреляла.
В 1972-м семья, в которой было уже двое детей, переехала в Гурьевск. Работали на АТС. Антонина проверяла исправность линий связи, занималась ремонтом приборов. Напряжённая посменная работа. И так – пока она не вышла на заслуженный отдых. Трудовой стаж Антонины Ивановны составляет 58 лет.
«Наше время»