Капля в море?
Тысячи волонтёров и спасателей провели новогодние праздники, очищая берег Чёрного моря от разлива мазута, среди них была и зеленоградка Мария Поленица
Татьяна Жданова, фото из архива М. Поленицы
15 декабря 2024 года произошло крушение танкеров «Волгонефть 212» и «Волгонефть 239» в Чёрном море, которые суммарно перевозили 9200 тонн мазута. По оценке специалистов, в море вылилось чуть меньше половины – около 4000 тонн. Общая протяжённость береговой линии только в Темрюкском районе и Анапе, которые больше всего пострадали в результате экологической катастрофы, превышает 60 км. Федеральный режим ЧС был введён 26 декабря.
«Когда я услышала новость о крушении нефтетанкеров в Чёрном море, я особенно и не обратила на это внимания. Просто подумала: мы ведь тоже живём на море, а вдруг такое случится и у нас. Началась предновогодняя суета, я планировала поехать на новогодние праздники в Карелию, но в сердце стала закрадываться мысль, что хочется быть там, где нужна моя помощь. Я поделилась своими размышлениями в соцсетях и, заручившись поддержкой друзей и знакомых, приняла решение поехать совершенно в противоположном от Карелии направлении – в Анапу», – начала свой рассказ Мария.
Вспоминая события тех дней, Мария подчёркивала, что хочет рассказать в первую очередь о людях – об их неимоверном единении, неравнодушии и отзывчивости. О знакомых и незнакомых людях, которые оказывали друг другу поддержку, удивительных жителях нашей огромной страны, с которыми она встретилась на Черноморском побережье.
Бесценные руки помощи
Мария отправилась в путь в канун Нового года. Поскольку она не успевала приехать к отъезду волонтёрского автобуса, из-за опоздания зеленоградка встретила праздник на Красной площади. На следующий день Мария села в поезд до Анапы. В вагоне вместе с ней ехали многочисленные волонтёры со всей России. Надо сказать, в помощники брали не всех: минимальный возраст волонтёра должен быть не менее 23 лет. Дело в том, что у более молодых юношей и девушек ещё не до конца сформирована дыхательная система, а при такой ситуации, связанной с разливом нефтепродуктов, есть риск для здоровья.
Преодолев более двух с половиной тысяч километров и прибыв на конечный пункт назначения, из вагонов вышли ещё порядка семидесяти добровольцев, которые тоже приехали помогать. Вместе с этой группой Мария направилась в курортный посёлок Витязево в 11 километрах от Анапы. Волонтёров разместили в гостинице, которая бесплатно открыла свои двери для них.
«Этот факт не даёт мне покоя. Не все владельцы отелей так поступили. Как житель приморского города я недоумеваю до сих пор. К вам едут люди, оставив семьи, родных, чтобы помогать и спасать Чёрное море, не допустить усугубления ситуации. Но, к сожалению, всегда находятся те, кто продолжает думать, что это их не касается и беда не затронет их пляж и отели. К сожалению, ситуация действительно серьёзная. Боюсь даже представить, если бы такое произошло на нашем Балтийском море!» – говорит Мария.
Несмотря на работу в респираторах, многие чувствовали недомогание, дышать было трудно. Волонтёры работали в спецкостюмах, как они сами шутливо себя называли – «чумные доктора». В обязательном порядке каждые два часа все принимали детоксицирующие препараты – сорбенты.
Няни, ловцы и мойщики
Сразу по приезде Мария, бросив вещи в отеле «Атриум», вместе с другими волонтёрами отправилась на берег моря. Картина, которая открылась перед ними, потрясла. Сотни, тысячи мешков с собранным песком – песчаный пляж пропитался мазутом, он там везде. В это трудно поверить, но на море, как привычно считать, свежем воздухе, трудно дышать, кругом специфический едкий запах. Кстати, свою одежду волонтёры перед отъездом оставляют: она вся пропитана химией. Тут же на пляже – волонтёры, шатры, цистерны, коробки, какие-то приспособления. Всё это соединено в единый механизм, где у каждого есть своё место и своя задача. Машу направили на мойку пернатых, пострадавших от разлившихся нефтепродуктов. В основном это были большие поганки – так называют чомг.
«Сначала был просто шок от увиденного… Сотни картонных коробок с проделанными дырочками стали для птиц местом ожидания. Я смогла отмыть за два дня четырёх птиц. Не знаю, много это или мало, но одна бы я не справилась. К нам сразу подошла женщина (возможно, орнитолог, а может, ветеринар) и стала очень спокойно объяснять нам, вновь прибывшим, что и как нужно делать. Птицу осматривают специалисты, прочищают клюв, с помощью шприца с трубкой промывают внутри. А вы знаете, что птицы падают в обморок? Нас также научили, как приводить в чувство обессилевшую птицу», – рассказала наша собеседница.
Работа там шла круглые сутки – без остановки. За всё время Мария ни разу не услышала ни от кого рядом грубых слов, претензий или ругани. Все делали одно дело – спасали: «Сначала я боялась взять чомгу в руки, но это быстро прошло. Птицу начинают очищать в тазу, на дне которого обязательно лежит тёплая грелка, чтобы хоть немного снизить уровень стресса у птиц. Для этого воду носили вёдрами, грели, разливали по грелкам. И это всё наши люди!»
Как рассказала Мария, в тазу птицу полностью обсыпают крахмалом – каждое пёрышко! Потом её передают в помывочную, где в тёплой воде с моющим средством смывают грязный крахмал ватными дисками очень тщательно и аккуратно. На одну птицу уходит около двух часов. Потом её отправляют на реабилитацию, где за пернатыми ведётся наблюдение. Когда Маша услышала фразу: «Требуются нянечки!», не сразу смогла понять, о чём идёт речь. Лишь потом наша собеседница узнала, что нянечки – это те, кто кормит обессилевших и измождённых птиц, разговаривает с ними и успокаивает. Потом Мария узнала, кто такие ловцы и мойщики – это юноши и мужчины, выполняющие самую тяжёлую работу в море…
Ты нужен морю
Но наша беседа была не о «чёрных пятнах» и не о том, как «всё плохо». В разговоре Маша не уставала повторять, сколько в нашей стране людей, готовых безвозмездно помочь: «Их даже больше, чем мы можем себе представить. Забота в каждом действии! По-другому и не скажешь. Компания «Яндекс-такси» давала волонтёрам кьюар-коды для поездок по всей Анапе за один рубль. Не успела узнать имена тех, кто готовил и привозил тазиками оливье и винегрет, пёк пироги и печенье, расставлял в ряд резиновые сапоги с термоносками…»
Мария очень благодарна друзьям и знакомым, которые поддержали её словом и делом, помогли приобрести билеты до пункта назначения. С теплотой вспоминает девушку Арину Таланову из Сыктывкара, которая пропустила волонтёрский автобус, чтобы не оставить Машу одну в Москве, и вместе с ней встретила Новый год на Красной площади. Благодарит и зеленоградку Нину Львовну Руденко, которая помогла ей и сказала звонить в любое время, если ещё нужна будет помощь.
«С такой ситуацией, которая сложилась на Черноморском побережье, сразу не справиться. Там очень много работы. Там ваши руки будут нужны ещё долго. Поэтому, если у вас есть желание помочь – поезжайте. И там вы сами убедитесь, что забота и человечность – это не пустые слова!»