Положить трубку: как не попасть на уловку мошенника
Еженедельно в сводках новостей появляются сообщения об «успехах» телефонных мошенников и о финансовых потерях людей. По данным официального Telegram-канала областного УМВД, чаще всего аферисты используют легенду «безопасного» счёта. Таким образом в августе лишились более 4,6 млн рублей двое жителей Калининградской области после разговора в мессенджере, а пенсионерка, действуя по инструкции мошенников, перевела мошенникам более одного миллиона рублей. К сожалению, таких примеров много. Какие схемы нужно знать, чтобы не лишиться сбережений, как необходимо вести себя в диалоге на финансовую тематику, рассказали эксперты Регионального центра финансовой грамотности.
Мошенники используют различные уловки, однако все они основаны на двух принципах: «напугать — спасти» и на претекстинге. Например, в телефонном разговоре неизвестные пугают любым неприятным известием, а затем предлагают выход из негативной ситуации — «спасение». Оно обычно заключается в выманивании денежных средств на реквизиты мошенника. Испуг отключает способность критически оценить ситуацию, посмотреть на неё без спешки и понять, что она подозрительная.
Параллельно действует второй принцип, претекстинг — мошенник говорит текст по заранее заготовленному сценарию. Алгоритмы диалогов готовят профессиональные психологи, и они предусматривают множество вариантов ответов. Однако все ответы выстроены так, чтобы держать жертву на крючке и вести беседу в нужном темпе и направлении.
Новые легенды мошенников
Вариант №1: кредитная заявка. Жертве звонит мошенник, представляясь сотрудником спецслужб или Банка России, и сообщает, что на имя жертвы в разных банках только что было оформлено несколько заявлений на кредит. Мошенник уверяет, что заявления одобрены и кредит вот-вот будет выдан. Для предотвращения выдачи кредита на чужое имя советуют быстро самостоятельно оформить кредит в банке. После получения денег от банка настоятельно рекомендуют перевести эти деньги на «специальный счёт», который курирует Банк России. Схема повторяется несколько раз: за короткий промежуток времени человек оформляет несколько кредитов и переводит все деньги на счёт мошенника. При этом аферист запрещает говорить кому-либо о телефонном разговоре! В итоге деньги исчезают, а заёмщик остаётся с кредитами, которые необходимо вернуть.
Вариант №2: письма от имени налоговой службы с требованием представить налоговую декларацию. Схема, как правило, работает в мессенджерах: жертве присылают ссылку на сайт якобы налоговой службы, где необходимо заполнить данные для налоговой декларации. Сайт фишинговый имитирует ФНС — отличие только в паре букв в адресе. На сайте необходимо ввести персональные данные. Если жертва эти данные вводит, то мошенники не только похищают деньги, но и используют персональные данные жертвы для следующих атак, в том числе для повторного мошенничества, когда с жертвой связываются лжеюристы и предлагают вернуть похищенные средства за вознаграждение.
Вариант №3: обмен купюр. Под видом сотрудников социальных служб мошенники обходят квартиры и дома жертв и предлагают обменять купюры номиналом 5000 рублей на новые. В качестве причины показывают приказы и распоряжения главы Банка России о проводимом в настоящее время обмене денег. Под видом новых купюр мошенники подсовывают фальшивки.
Вариант №4: звонок от руководителя. Жертве поступает звонок через мессенджер от имени руководителя, который сообщает, что спецслужбами в настоящее время проводится расследование в отношении сотрудников компании. В рамках расследования необходимо выполнить некоторые задания, которые сообщит представитель спецслужб. Далее с жертвой связывается «представитель спецслужб» и приказывает срочно осуществить перевод средств на «специальный счёт». После перевода средств аккаунты «руководителя» и «сотрудника спецслужб» исчезают.
Вариант №5: повторное мошенничество. Пострадавшему от мошенников гражданину звонит неизвестный, представляясь сотрудником полиции или прокуратуры. Он сообщает, что расследование преступления, где гражданин является
потерпевшим, квалифицировано как крупное и будет объединено в общее с делами группы пострадавших. Если гражданин согласен, то для подтверждения объединения необходимо отправить СМС на указанный номер. Понятно, что в случае отправления любого ответа гражданин рискует остаться без доступа к личным кабинетам банков и портала «Госуслуги», что чревато повторным выводом средств (а также оформлением микрокредитов и займов на его имя).
Все схемы основаны на обмане, они нацелены испугать жертву, а затем предлагается «спасение» — выход из ситуации.
Могут позвонить «из поликлиники» и напугать страшным диагнозом по анализам, могут позвонить ребёнку и испугать сообщением, что его собака умерла. «Представитель банка», «сотрудник спецслужбы», «близкий родственник»… Вариантов множество, но общий признак — начинают с испуга, а затем предлагают что-либо сделать. Срочно обратиться в банк, перевести деньги в мобильном приложении, установить программу — любое действие. Единственное правильное поведение заключается в прекращении разговора.
Правила финансовой гигиены
- В случае телефонного звонка от неизвестного, представившегося сотрудником полиции, Банка России, прокуратуры, Росфинмониторинга, ФСБ и прочих государственных организаций, нужно немедленно прекратить разговор и сообщить о нём в ту организацию, от имени которой поступил звонок.
- Коды и пароли от любых информационных систем, а также ПИН-коды от банковских карт нужно хранить в надёжном месте. Нельзя сообщать их никому! Предоставление любых цифр, направленных в СМС или продиктованных по просьбе неизвестного лица, приведёт не только к потере доступа к личным кабинетам, но и к потере денег: мошенники переведут их с ваших счетов.
Если вы переведёте деньги по просьбе неизвестного лица (например, по телефонному звонку от «работника прокуратуры»), вы не только потеряете их, но и можете стать участником преступления — ведь нельзя узнать, на какие цели они пойдут.
Материал подготовлен в рамках проекта Министерства финансов «Финансовая грамотность и инициативные проекты населения». Дополнительная информация — по телефону горячей линии по вопросам финансовой грамотности (звонок бесплатный): 8 800 555-85-39 или на сайте fingram39.ru.