5.02°C

Курортные стоп-кадры

Курортные стоп-кадры

На снимке: на променаде располагалось ателье Ф. Краускопфа – для привлечения клиентов была установлена деревянная арка с надписью «Фотография»

Одним из источников исторической информации зачастую являются старые фотографии Кранца

Татьяна Жданова

С момента появления фотографии в 30-х годах XIX века можно с уверенностью сказать, что она изменила наш мир. Фотография помогла раскрыть вещи, которые когда-то были скрыты, и задокументировать важные события, и теперь они никогда не будут забыты.

При сравнении фотографий и открыток XIX и XX столетий можно установить изменения, произошедшие, например, в архитектурном облике или моде.

В конце XIX века как в Германии, так и в России создаются фотографические общества, выпускаются специализированные журналы. Распространение фотографии в это время связано с её репродукцией на почтовых карточках. Многочисленные открытки с видами морских курортов Восточной Пруссии расходились по различным городам Европы, в том числе и Российской империи.

 

«Кодак», «Лейка», «Агфа»

Однако, несмотря на растущую популярность, фотография не сразу стала массовым явлением – занятие этим было делом трудоёмким и далеко не всегда прибыльным.

Конкуренция среди фотографов выросла с момента изобретения первого фотоаппарата.

В 1888 году появился фотоаппарат «Кодак» (Kodak), в котором была заряжена плёнка на 100 кадров. Фотоаппарат с плёнкой стоил 25 долларов.

Как пишет доктор исторических наук Ольга Курило в своей статье «Морские курорты Восточной Пруссии в объективе фотографов с конца XIX века до начала Второй мировой войны», технические новинки, появившиеся на Западе, стали охотно покупать и в России. Перед Первой мировой войной в Россию, по данным В.Т. Стигнеева (прим. ред. – советский и российский фотограф, журналист, искусствовед, кандидат философских наук, критик и автор статей о фотографии), было ввезено из-за границы более 25 тысяч фотоаппаратов.

Рекламу «Кодак» можно найти на страницах «Путеводителя по Кёнигсбергу и прилегающим морским курортам».

В первой половине XX века распространение фотографии было связано с возникновением малогабаритной фотокамеры «Лейка» («Leica»). Небольшой по весу фотоаппарат с 36 кадрами на плёнке начинает серийно производиться с 1925 года. Фраза создателя фотокамеры инженера-оптика Оскара Барнака «Маленькие негативы – большие фотографии» во многом предопределила дальнейшее развитие фотографии.

В курортной газете Кранца и Куршской косы, номер которой датирован 16 сентября (четверг) 1937 года, есть реклама фотоаппаратов марки «Agfa Billy», которые производились в Германии с 1928 года. Складной фотоаппарат предназначался в первую очередь для начинающих любителей.

 

Остановись, мгновенье

Как правило, фотоиздательства и фотоателье находились в тех местах или недалеко от тех мест, в которых производилась фотосъёмка.

В объектив фотографов на курорте в первую очередь попадали места отдыха. На других открытках фиксировалась повседневная жизнь жителей и отдыхающих. На них видны люди, прогуливающиеся по променаду, отдыхающие в штрандкорбах, купающиеся в море. В основном сфотографированы не отдельные люди, а группы отдыхающих. Портретная съёмка была ещё не так популярна, особенно, если учесть, что перед камерой надо было сидеть неподвижно долгое время.

Портретный снимок неизвестной женщины (фотограф Эрнст Шмидт)

Самым, пожалуй, известным фотографом Кранца был Фриц Краускопф из Кёнигсберга. Он родился в 1882 году в Растенбурге (ныне польский город Кентшин). После Первой мировой войны, в 1920 году, открыл собственную фотомастерскую в Кёнигсберге. Фотоателье мастера размещалось в Штейндамме, 64 (ныне Ленинский проспект, Калининград).

Реклама фотоателье в курортной газете Кранца и Куршской косы за 1937 год

Ещё в начале XX века Краускопф открыл филиал фотомастерской в Кранце рядом с отелем «Монополь». Позже для отдыха и работы он купил виллу «Маргарита». В фотостудии работали не только сыновья Краускопфа, но и два десятка наёмных рабочих.

 

По ту сторону камеры

Одно время фотомастерская находилась на первом этаже доходного дома Альберта Даудерта (Курортный проспект, 7). Однако точно установить, кому она принадлежала, пока возможности нет.

На интернет-сайте «Открытки Восточной Пруссии» приведён список издателей, печатавших открытки. В списке – около десятка фамилий, которые упоминаются, в частности, в адресной книге бывших жителей Кранца: Ида Дрейер (Кёнигсбергерштрассе, 31), Густав Нёте (Кёнигсбергерштрассе, 38), Густав Петруш (Даменбадштрассе, 1), Густав Май (Кёнигсбергерштрассе, 36), Герман Разе (Кёнигсбергерштрассе, 8), Карл Урбан (Кёнигсбергерштрассе, 8).

На фотографиях, сделанных в ателье и павильонах, ставились логотипы с указанием фотографа и издательства, где они были напечатаны.

Открытка с изображением пансионата Хоффмана на Плантаженштрассе (ныне 1-й Октябрьский переулок, 9) сделана в ателье «Эльвира», которое также есть в списке издателей, но вот по какому адресу оно располагалось и кто был владелец, установить пока не удалось.

Газета «Волна»
Яндекс.Метрика

Наши контакты

Адрес:
238530, Зеленоградск, ул. Ленина, 20

Мы работаем:
Понедельник-пятница, 09:00 - 18:00

Телефон:
 8 (40150) 3-29-94

По вопросам размещения рекламы обращаться
по тел.: 8 (40150) 3-27-60 и электронной почте volnanet@mail.ru